Как уже сообщал «Топор», 19-я сессия Ренийского горсовета, приняв местный бюджет на 2022 год, утвердила и годовую Программу социально-экономического развития Ренийской громады.

По сути это стандартный документ, который принимается ежегодно и отражает основные тенденции, приоритеты и планы в экономической и социальной жизни общины, а также служит главной «дорожной картой» для деятельности органа местного самоуправления. Рядовому гражданину программа развития громады покажется скучным и малопонятным набором финансовых цифр и официозных формулировок. Поэтому попытаемся в них разобраться и перевести текст, как говорится, на простой человеческий язык.
Напомним, что мы уже анализировали аналогичную программу 2021 года. Наш интерес к ней был вызван прежде всего тем, что это была первая программа развития Ренийской объединённой территориальной общины после создания ОТГ. К сожалению, как выявил анализ, программа была принята с вопиющими пробелами и явными несуразностями. В тот раз мы сделали скидку на то, что к началу 2021 года ещё не были сформированы органы управления громадой, а финансово-экономические документы горсовета готовились в спешке и в условиях правовой неопределённости многих аспектов, связанных с регулированием полномочий и административных механизмов новых общин. Однако программа развития Ренийской громады на 2022 год мало чем отличается от предыдущего документа годичной давности: в этой программе, правда, намного меньше ляпов, но она по-прежнему не отвечает на фундаментальный вопрос: а в чём, собственно, будет заключаться развитие общины на протяжении 12-ти месяцев?

Примечательно, что главная цель программы сформулирована так: «недопущение снижения уровня жизни и обеспечение социальных потребностей жителей громады на фоне распространения коронавирусной инфекции, базируясь на обеспечении стабильного функционирования экономики громады и социальной сферы». То есть, если вдуматься, в этой формулировке нет даже намёка на развитие. В сущности, речь идёт о том, что местная власть попытается в лучшем случае сохранить существующий уровень жизни населения (самый низкий уровень жизни в Европе!) и не допустить падения нынешних социальных показателей. Экономический рост также не предвидится: опять же, максимальные ожидания и усилия Ренийского горсовета не поднимаются выше «стабильности», то бишь выше сохранения существующей динамики экономических процессов. Таким образом, программа ни по форме, ни по сути не соответствует понятию «развитие».

Данная интерпретация автора этих строк полностью подтверждается статистикой, которая приводится в тексте документа. Начнём с того, что один из главных прогнозов, зафиксированных в аналогичной программе на 2021 год, не оправдался. Горсовет планировал, что по итогам года рост промышленного производства в громаде составит 5%. Однако по факту за 10 месяцев 2021 года (программа составлялась заранее, по информации на октябрь, поэтому все статистические показатели охватывают лишь 10 месяцев минувшего года – Прим. авт.) производственного роста практически не было – в целом он зафиксирован на уровне одной десятой процента, то есть близко к нулю.

Если говорить о конкретных отраслях и предприятиях общины, то картина вкратце такова. В частности, солнечная электростанция «Лиманская», обеспечивающая 96,6% всего промышленного производства на территории громады, по сравнению с 2020 годом увеличила реализацию электроэнергии на 3%. В то же время производство продукции винзавода «Виноградарь» сократилось на 43%. Отрицательные результаты показало и коммунальное предприятие «Водоканал» – объём реализованных населению услуг уменьшился на 14%, или на 1 млн 703 тыс. грн. Для дотационного «Водоканала» такой минус – это очередной шаг к хронической убыточности и не менее хронической зависимости от поддержки из местного бюджета.

В прошлом году порадовал лишь Ренийский порт: действующие на его территории портовые операторы переработали в общей сложности более 1 млн 300 тыс. тонн грузов, что на 60% больше, чем в 2020 году. Но и здесь необходимо сделать важное уточнение: для порта 2020 год стал провальным (грузооборот упал до 786 тыс. тонн), то есть рост грузоперевалки в 2021 году оказался лишь восстановительным – он ненамного превысил показатель 2019 года, когда было переработано 1 млн 275 тыс. тонн грузов. Согласно прогнозу горсовета, в 2022 году в порту продолжится небольшой рост: ожидается, что суммарный грузооборот портовых операторов составит 1 млн 350 тыс. тонн (+ 14% к уровню 2021 года).

Отметим, что в значительной степени программа развития Ренийской громады состоит из анализа показателей городского бюджета. Тем самым два главных решения горсовета – о бюджете и о Программе социально-экономического развития общины на 2022 год – дублируют друг друга. Мы уже публиковали основные параметры местной казны на текущий год, поэтому повторяться не будем. Напомним лишь, что бюджет общины является бюджетом проедания: в 2021 году бюджетные расходы более чем на 81% состояли из выплаты зарплаты работникам бюджетных учреждений, а в 2022 году их зарплата будет съедать 77,5% всех затрат громады. При таких цифрах экономическое и инфраструктурное развитие территории невозможно в принципе.

В целом контент-анализ программы откровенно удручает: в её тексте словосочетание «бюджет развития» встречается настолько редко, что это лишний раз подтверждает наши выводы. К тому же, некоторые формулировки документа выглядят двусмысленно. Например, в одном месте сказано, что «расходы бюджета развития составляют почти 42,2%, или профинансированы в сумме 17 млн 791,6 тыс. грн», а чуть ниже на этой же странице читаем следующее: «… расходы развития составляют почти 57,8%, или профинансированы в сумме 17 млн 439,6 тыс. грн, в том числе на капитальный ремонт дорог… за счёт соответствующей субвенции из госбюджета». Чем отличаются друг от друга «расходы бюджета развития» и «расходы развития», понять очень трудно. Можно лишь догадываться, что речь идёт о разных бюджетных источниках.
И, наконец, самым удивительным является тот факт, что в программе даже не упоминается перечень инфраструктурных и социальных объектов, относительно которых запланированы работы по строительству, ремонту, реконструкции и т.д. Таким образом, возникает нелепый парадокс: из документа, посвящённого развитию громады, невозможно узнать, а что собственно собирается развивать руководство этой самой громады. Вероятно, список объектов строительства и реконструкции содержится в каких-то приложениях к решениям сессии горсовета, но в бумажном варианте программы есть лишь одно приложение – таблица распределения бюджетных затрат на реализацию муниципальных программ в 2022 году.

Остаётся добавить, что бюджет развития Ренийской громады на текущий год принят в объёме 17 млн 72 тыс. грн. Это в три раза меньше, чем в минувшем году. Данный факт говорит сам за себя.

Андрей ПОТЫЛИКО