В декабре 1876 году в Одессе возникло бальнеологическое общество. Инициатором его создания выступил Осип-Бронислав Мочутковский (Józef Moczutkowski), поляк по происхождению, с 1877 года — доктор медицины. Он является автором фундаментального труда на немецком языке в двух частях: «Материалы к изучению врачебной стороны одесских лиманов»: Терапевтическая часть (1881) и Физиологическая часть (1883). Помимо этого, он был гласным Одесского городской думы (эквивалент нынешнего депутата городского совета — авт.), а в 1882 г. основал «Южнорусскую медицинскую газету». 17 лет он был бессметным председателем бальнеологического общества.
Одесское бальнеологическое общество было одно из самых первых в империи и сделало большой вклад в исследование лиманов, которые были в те годы популярным местом для отдыха и лечения самых разных групп населения, от именитых иностранцев (в 1885 году на Куяльнике проходил курс лечения румынский поэт, писатель и журналист Михай Эминеску — авт.) до самых бедных жителей города, которые также надеялись, что лиманная ропа и грязь поможет им в различных недугах.
Бальнеологическое общество издавало периодические издания, в которых можно было прочитать о том, чем заняты его члены, какие работы они проводят, и конечно, кто состоит в обществе.
В 1881 году в составе Одесского бальнеологического общества было 75 человек: 9 почетных членов, 47 действительных членов, 18 членов-корреспондентов и 1 член-соревнователь, которым выступал Григорий Григорьевич Маразли. Среди членов общества был и Лев Пинскер, один из идеологов сионистского движения и создатель одесского палестинского комитета, который покровительствовал переселению евреев в Палестину для будущего образования государства Израиль.
Чем занималось общество? Согласно существующим данным только за 1879-1880 гг. оно провело 24 заседания, из которых одно было торжественным, три экстренных и двадцать очередных. На каждом заседании было до 20 членов общества и от одного до пяти гостей.
Бальнеологическое общество успешно сотрудничало с местной прессой: «все заседания общества были публичны. О времени заседаний члены уведомлялись письмами, кроме того о времени и предмете заседаний делались публикации в местных газетах (редакции «Новороссийского телеграфа» и «Одесского вестника» печатали извещения общества бесплатно)», — читаем в «Отчете о деятельности Одесского бальнеологического общества» (1883).
В основном деятельность организации была направлена на «популяризацию целебных свойств наших лиманов и на заботу о переустройстве лиманно-лечебных заведений».
Во многом благодаря исследовательской деятельности членов общества в Одессе стали активно обсуждать вопросы благоустройства лиманных заведений, как следствие появилось прекрасное лечебно-лиманное заведение на Куяльнике (1892), построенное по проекту архитектора Николая Толвинского, при участии инженера Иосифа Тимченко.
В 1887 году общество приняло резолюцию о необходимости безотлагательно уделить внимание устройству городских морских купален, чтобы «здоровые и больные купались бы не в кучах нечистот и гниющих растительных и животных отбросов».
Общество неоднократно принимало участие в выставках, которые были настоящим кладом экспонатов и материалов. Был у общества и свой «музеум». Вот как один из источников описывал экспозицию общества: «богатейшая библиотека общества, флора, фауна, минералы, геология и химия, топография карт и метеорология и множество другого собранно и сгруппировано с величайшей тщательностью».
Путеводитель по лиманам: как отдыхали полтора века тому назад?
А теперь отправимся в увлекательное путешествие по лиманам одесской округи.
Куяльницкий лиман стали использовать в качестве бальнеологического курорта в первой трети XIX века. Но настоящий расцвет он получил только с проведением туда железной дороги (т.н. паровой трамвай) и строительством многочисленных частных лиманно-лечебных заведений.
В 1865 году Одесская городская дума постановила «обратить к прежнему своему назначению Куяльницкое купальное заведение». Через несколько лет туда провели ветку парового трамвая, который стоил значительно дешевел извозчика: 10-30 копеек в зависимости от класса вагона. Входная плата в купальни также была уменьшена до пяти-пятнадцати копеек с человека. Курорт стал доступным широким слоям населения, хотя благоустройство там только начиналось. Уже в начале XX в. там возникнет сад и многочисленные увеселительные заведения.
В 1880-е гг. стало ясно, что без современного и масштабного здания, где можно принимать процедуры курорту сложно существовать. Строительство грязевой лечебницы закончилось в трехлетний срок, к 1892 году. Проект был выполнен по павильонной схеме, т.е. значительно облегчалась работа по пристройке дополнительных корпусов.
Процедуры в лиманно-лечебном заведении были весьма дороги: за грязевую ванну 1-го класса 2 рубля, 2-го класса – 1,5 рубля, за ванну с рапой 1-го класса – 75 копеек, 2-го класса – 50 копеек. Различие в классах касалось только оформления кабинетов/процедурных, но не качества или времени лечебной процедуры.
Фото 4. Парк на Куяльницком лимане, 1938 г.После гражданской войны и революционных перипетий, в 1930-е гг. Куяльник представлял собой едва ли не самый крупный курортный анклав в Одессе. Тут было сосредоточено до десятка санаториев (переоборудованных из дореволюционных дач/лечебниц), который были рассчитаны на прием до 2 500 пациентов.
Фото 5. Автобус Одесских авторемонтных мастерских на Куяльнике, вт. пол. XX в.
Куяльник серьезно пострадал во время Второй мировой войны. Был восстановлен к 1950-м годам, а в 1960-1980-е гг. приобрел современный вид — были выстроены три 16-и этажных здания, здание клуба, поликлиники. По расчётам проектировщиков курорт Куяльник был рассчитан на прием до 50 тысяч пациентов в год.
Хаджибейский лиман
В начале XX века Хаджибейский курорт «котировался» даже выше, чем Куяльник. Путеводители расхваливали чудесный парк и условия на лимане.
«Посреди Хаджибейского лимана находится богатейший парк со столетними деревьями. В парке находится городская грязелечебница со множеством номеров и много комнат для приезжающих. В парке поселяются не только больные, но и здоровые, вместо дачи. Там же имеется ресторан», — читаем в путеводителе (1910).
Уже в 1883 году сюда провели паровой трамвай. В 1913 году ветку электрифицировали. За 20 минут в открытых или закрытых вагонах можно было доехать от Херсонского сквера на курорт, к самому парку. Далее — 4-5 минут на трамвае, и вы у купален!
Стоимость купален была различной, как и ванн, но как подсказывает путеводитель «выдается абонемент на пять ванн с некоторой скидкой».
Грязелечебница работала только в сезон, с 15 мая по 1 сентября. Но в этот сезон добраться на Хаджибей было довольно просто: «поезда курсируют каждые 45 минут от станции трамвая вблизи Херсонского и Нарышкинского спусков».
Можете себе представить, что на Хаджибей приезжали горожане, чтобы насладиться музыкой и танцами? Но путеводитель по Одессе Юрия Сандомирского (1901) заверял, что «там [на Хаджибее] играет три раза в неделю оркестр военной музыки. В курзале устраиваются танцевальные вечера. Приезжает много горожан».
После революции ситуация на Хаджибейском курорте ухудшилась, многие из частных дач были разрушены или пострадали в годы гражданской войны, но парк сохранялся и попадал в различные кинофильмы 1920-1930-х гг. Финальный аккорд курорта — события Второй мировой войны, которые привели к уничтожению санаторного комплекса и парка. В конечном счете, в уцелевших зданиях и построенных наново разместился санаторий «Хаджибей», который существует до наших дней.
Важно помнить, что не только курорты Куяльник и Хаджибей были известны жителям Одессы. В путеводителе (1910) читаем: «лиманное лечение совершается в 20 верстах от Одессы близ станции Гниляково в селе Холодная Балка, где имеется хорошо обставленная земская грязелечебница. Лечение там значительно дешевле, чем в городских лечебных заведениях».
Кляйн-либентальский (Сухой) лиман
Нынешняя Малая Долина (немецкая колония Кляйн-Либенталь) также представляла собой довольно популярное место для отдыха в начале XX века. Там проживало до пяти тысяч немецких колонистов, которые в летнее время сдавали свои домики для горожан. Селились там в основном именно одесситы, а не приезжие, их привлекала близость к городу, возможность использовать «целебную силу лимана, привольное житье на лоне природы среди деревенской тишины и дешевизна жизни».
Таким образом, в конце XIX — начале XX вв. в пригородах Одессы сложилась целостная структура лиманно-лечебных заведений, которая была бы невозможной без научного и исследовательского багажа, который имело Одесское бальнеологическое общество.