Многонациональный состав Буджака всегда являлся его отличительной особенностью. Географическое расположение региона, существование массива свободных и пригодных для обработки земель, полноводные реке, богатые рыбой, – все это привело к тому, что Южная Бессарабия стала привлекательным местом для украинцев, русских, гагаузов, молдаван, болгар, немцев и других народов.
В XVIII веке этот регион принадлежал Османской империи, поэтому сюда часто убегали те, кто подвергался преследованиям в России. Кроме украинских казаков (Дунайское казачество), переселившихся сюда после уничтожения Запорожской Сечи, в низовьях Дуная обосновались и русские казаки – некрасовцы.
Некрасовские казаки берут свое начало с восстания донского казачества под руководством атамана Булавина. После его смерти в 1708 году часть казаков во главе с Игнатом Некрасовым переместились с Дона на Кубань. Там, под протекторатом Турции, казаки основали своеобразную «казацкую республику».
На протяжении 1740-1770-ых годов некрасовцы активно переселялись в низовья Дуная. Именно в это время окончательно формируется эта уникальная этноконфессиональная группа русского народа. Хотя с Буджаком Донское казачество поддерживало отношения задолго до массового переселения некрасовцев. Уже в 1709 году посланцы Игната Некрасова побывали на Нижнем Днестре с дипломатической миссией. Кроме того, в середине 1730-ых годов имели место совместные военные действия Буджацкой орды, некрасовцев и запорожцев. В это же время некрасовцы Кубани поддерживали тесные связи со старообрядцами Бессарабии и Добруджи, а также часто выезжали сюда на рыбные промыслы. Однако массовое переселение некрасовских казаков на Дунай происходило в середине 1770-ых – начале 1780-ых годов. Оно было обусловлено тем, что после победы в очередной русско-турецкой войне (1768-1774) Российская империя начала активные действия по присоединению земель Крымского ханства, в том числе Кубани.
Некрасовские казаки в Бессарабии не платили налогов, но несли воинскую повинность в Турецкой империи. Все насущные вопросы общины решали атаманы и «круг» (сбор всего взрослого населения). Атаман избирался кругом на один год и осуществлял исполнительную власть. Третья часть заработка общинников направлялась в казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Судебная власть также принадлежала кругу. Некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в так называемую «Игнатову книгу». Заветы отличались чрезвычайной строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами – смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю». Не менее суровыми были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика».
Русско-турецкая война 1787-1791 годов, а также многочисленные столкновения за места рыбной ловли с задунайскими казаками обусловили переселение части некрасовцев в Анатолию и на побережье Мраморного моря. Таким образом, образовались две ветви некрасовских казаков: Майносская и Дунайская.XIX век существенно изменил условия жизни некрасовцев. Уже во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов у российского руководства возникла идея привлечь их на свою сторону в борьбе с турками. Генерал-майор Сергей Тучков вел переговоры с некрасовцами, в результате которых были изданы «письма», дарующие казакам «вечное прощение в прежних их винах против Государя и Отечества». Вследствие этого казаки переселились на левый берег Дуная, который уже находился в составе Российской империи.
Хотя Россия не выполнила обещаний о создании на своих землях некрасовского войска, однако предоставила некрасовцам значительные льготы. Среди них была и свобода исповедания своей религии. Однако в течение почти всего XIX века. правительство проводило очень противоречивую политику в отношении некрасовцев. С одной стороны, им позволялось иметь церковь и колокола, а с другой, активно проводилась миссионерская деятельность православного духовенства, направленная на возвращение «заблудших душ» в лоно православной церкви.
На правом берегу Дуная некрасовские общины просуществовали до 1864 года, когда их особое положение в Турецкой империи было отменено. Во второй половине XIX века среди некрасовских казаков Добруджи усилился социально-экономический распад общин-артелей рыбаков и, соответственно, увеличилась роль земледелия.
Одним из наиболее известных поселений некрасовцев в Бессарабии, безусловно, является поселение Старая Некрасовка. Еще в 1811 году по именному указу Александра I в Измаил из селения Сарикей переселились около 100 семей некрасовцев. Именно они и основали первые некрасовские хутора и основали неподалеку старообрядческую обитель Святого Николы. На хутора переселились 62 семьи. К 1818 году на Некрасовской Балке (Монастырская Балка) была возведена церковь имени Святого Николы. В монастыре находилось шесть келий, в которых проживали 22 монаха и 14 послушников. Игуменом стал о. Маркиан. Некрасовский монастырь поддерживал связи с монастырями Серкова, Мануиловки, Славы (Слава Руса), Белой Криницы. В 1829 году монастырь был закрыт.
После закрытия монастыря жители Некрасовки просили отдать им церковное имущество и предложили купить храм. Однако власти им отказали. Тогда некрасовцы с помощью известного российского военачальника и государственного деятеля Сергея Тучкова получили разрешение у Михаила Воронцова перевезти на казенный счет церковь из села Сарыкей. Церковь была перевезена новыми переселенцами в 1830 году. Однако установили ее в Измаиле. Именно в 1830-ых годах появилось современное название села – Старая Некрасовка.
Из волны новых поселенцев часть осталась в Старой Некрасовке, а другие 200 семей нашли себе пристанище в Кугурлуе (Новая Некрасовка), Килии, Муравлёвке, Жебриянах и Тучкове (современный город Измаил).
В 1838 году, когда количество жителей в Измаиле увеличилось и одна церковь не могла вместить всех прихожан, старообрядцы Старой Некрасовки добились права выстроить свою церковь в честь Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. Этот храм просуществовал более века. Его неоднократно обновляли и ремонтировали. В 1931 году жители Старой Некрасовки решили расширить храм. Чтобы не прерывать богослужений, фундамент и стены новой церкви строили по внешнему периметру старых, отступив на некоторое расстояние. А когда новые стены и перекрытие завершили, то старые вынесли.
Село Новая Некрасовка было основано переселенцами из-за Дуная в 1830-1831 годах под именем Кугурлуй. Изначально тут проживало около 200 семей старообрядцев, которые пользовались льготами и преимуществами, так как имели статус «некрасовского» поселения. В 1832-1833 годах в село переехали мещане-старообрядцы из г. Шура-Коциевская Подольской губернии. Старожилы села до сих пор помнят о разделении села на две группы: «некрасовцы» и «польшаки». В 1860-е годы в Новой Некрасовке была сооружена церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы, а в 1867 году произошло освящение алтаря при архиепископе Аркадии Васлуйском.
В середине XVIII века некрасовцами было основано село Жебрияны (сейчас село Приморское Килийского района). Основными занятиями местных жителей было рыболовство и земледелие. После присоединения Буджака к Российской империи в селе находилось около 300 старообрядцев и существовал плетнёвый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери была сооружена в 1860 году, в 1876 году – каменная колокольня. В 1903 году в селе была построена новая церковь при непосредственном участии священника Стефана Сучкова на средства, как местного населения, так и на пожертвования старообрядцев из России.
Таким образом, некрасовцы, которые активно переселялись на Дунай во второй половине XVIII века, играли важную роль в истории Бессарабии, основали множество поселений и церквей, стали неотъемлемой частью этого уникального многонационального региона.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.