ученица за партой

В Украине продолжается реформа образования. Если в предыдущие годы активно меняли начальную школу, то в ближайшие годы средняя и старшая школы должны будут претерпеть существенные изменения. Передача школ на баланс местных громад не могла не отразиться на реализации реформы на местах, особенно учитывая уровень собственных доходов громад. Мы попытались разобраться, на каком этапе реформирования находятся школы громад Болградского района и что их ждет в перспективе.

Суть реформы образования в Украине

В соответствии с Законом Украины «О полном общем среднем образовании», до 1 сентября 2024 года система среднего образования в нашей стране должна претерпеть существенные изменения. Переформатирование сети учреждений среднего образования, по сути, предполагает создание трехуровневой системы, включающей:
– начальную школу (1 – 4 классы), которая обеспечивает получение начального образования;
– гимназию (5 – 9 классы), обеспечивающую получение базового среднего образования;
– лицей (10 – 12 классы), обеспечивающий получение профильного среднего образования, куда будут поступать выпускники девятых классов.

В свою очередь лицеи будут делиться на академические или научные, в которых скорее всего пойдут учиться те, кто планирует поступать в ВУЗы, и профессиональные, лицеисты которых будут овладевать выбранной профессией. Для девятиклассников также остается еще один вариант получения среднего образования – учеба в ПТУ или колледже.

Однако требования, определенные законом, достаточно гибкие. Например, начальная школа сможет работать как отдельное юридическое лицо или как структурное подразделение гимназии. Лицей, как исключение, по решению учредителя может также обеспечивать получение базового среднего образования.

Что касается нормы закона о том, что лицеи создаются областными советами и горсоветами городов с населением более 50 тысяч, которая вызвала активное обсуждение в обществе и много нареканий – якобы это не позволит школьникам большинства вновь созданных громад получить профильное образование, ведь там нет городов с населением более 50 тысяч, то на самом деле все не так печально. Ведь в населенных пунктах до 50 тысяч лицеи также можно создавать, просто делать это будут не местные, а областные власти. То есть, они же будут содержать эти учебные учреждения, что снимет нагрузку с бюджетов городских и сельских территориальных общин.

Чтобы денег хватило всем

Но если вопрос создания гимназий и лицеев активно обсуждается в обществе, то для руководства вновь созданных территориальных громад и специалистов их отделов образования пока что не он является главным. Чаще всего нехватка бюджетных средств на содержание школ рассматривается ключевым критерием при их оптимизации.

Дело в том, что на содержание одного ученика в разных школах выделяется разные средства (речь идет о финансировании зарплаты педагогов и работников школы, оплате коммунальных услуг и закупке энергоносителей, закупке учебников и необходимого оборудования и т.д.). В некоторых случаях эта разница довольно ощутимая. При подсчете самым затратным является обучение школьника в малочисленных школах. Однако, несмотря на большие затраты, нередко качество образования, которое получают дети в маленьких школах, явно хромает. Учитывая то, что многие из этих школ не соответствуют всем критериям, предъявляемым к учебным заведениям, они просто могут не пройти лицензирование, а значит – потеряют право осуществлять образовательную деятельность.

Яркий пример – Василевская сельская территориальная громада Болградского района, в состав которой сегодня входит пять учреждений общего среднего образования – по одному в каждом из пяти сел громады.

Дешевле всего громаде обходятся учащиеся школы села Василевка, где учится самое большое количество детей. Здесь на одного школьника приходится 30 тысяч гривен в год. В то же время, в селе Голица этой же громады, где школьников всего 36, содержание одного учащегося составляет более 100 тысяч гривен в год. Более того – в следующем году в Голицкой школе не будет первого класса, так как в селе нет детей соответствующего возраста.

В связи с этим в данный момент в Василевском сельсовете подсчитывают, во сколько обойдется содержание Голицкого УВК в следующем учебном году, а также прикидывают, во сколько обойдется альтернативный вариант – создание опорной школы на базе Банновской общеобразовательной школы, куда можно привозить детей из Голицы (правда, для этого еще нужно приобрести школьный автобус). Кроме того – дорога до Голицы находится сегодня в ужасном состоянии.

В то же время, в сельсовете понимают, что нельзя все сводить только к экономической целесообразности, ведь закрытие Голицкого УВК, который, кстати, является не только школой, но и дошкольным заведением, негативно скажется на селе, люди потеряют рабочие места. В данный момент этот вопрос находится в стадии обсуждения и будет выноситься на сессию сельсовета.

А вот в Бородинской поселковой громаде бывшего Тарутинского района, которая является лидером по количеству общеобразовательных учебных заведений в Болградском районе (их тут восемнадцать), задумываются о перепрофилировании двух школ в опорные. Таким образом, к уже существующему Надреченскому УВК, который является опорным и включает Иванчанский филиал, добавятся еще две опорные школы. Для подвоза детей понадобятся два школьных автобуса, вопрос приобретения которых решается в настоящее время – сельсовет готов софинансировать их покупку.

Подборка новостей по Болградском районе по ссылке

В Павловской сельской территориальной общине с целью оптимизации структуры учебных заведений, созданы две опорные школы: в селе Павловка (филиал в с. Долиновка) и селе Вознесенка Первая (филиалы в селах Васильевка, Вишняки и Новые Капланы).

Что касается Болградской городской территориальной громады, то пока что о реформировании сети образовательных заведений тут не говорят. Видимо, дает о себе знать не удавшаяся попытка создания опорой школы в 2018 году, когда руководство РГА всячески добивалось ее создания, а родители учащихся школ, которые планировали сделать филиалами, категорически выступили против. В результате их поддержали депутаты, и все осталось как было – опорной школы тогда в районе не появилось.

Если проанализировать процессы, которые происходят в системе образования десяти территориальных громад, вошедших в Болградский район, то самой активной в вопросах реформирования системы образования можно назвать Арцизскую городскую территориальную громаду, где уже приняли Программу развития образования громады на 2021-2023 годы и создали рабочую группу по разработке Стратегии развития образования в громаде и Плана формирования эффективной образовательной сети.

Отметим, в Программе развития образования громады четко прописано, что одним из важных вопросов является оптимизация сети школ громады. В Арцизской ОТГ хотят увеличить число опорных школ, а соответственно – создание их филиалов. Сегодня на этом пути уже сделан первый шаг – Арцизскую ООШ №3 реорганизуют в филиал Арцизской опорной школы №1.

Все ли готовы?

Отметим, что отделам образования территориальных громад Болградского района, наверное, уже пора провести анализ эффективности существующей в громадах сети учреждений общего среднего образования, учитывая их материально – техническую базу, кадровый потенциал, имеющуюся дорожную инфраструктуру, демографические показатели и потребностей населения в образовательных услугах, а также проанализированы расходы на содержание коммунальных учебных заведений. И только тогда, опираясь на объективные данные анализа, можно будет планировать дальнейшее развитие.

Однако, в большинстве громад пока что над этим не задумываются, так как отделы образования многих территориальных громад еще не готовы к решению столь сложной задачи, как реформирование образовательной сети.

Для этого есть объективные причины: еще не полностью укомплектованы специалистами отделы образования, а во многих громадах их функции расширены и охватывают также культуру, молодежь, спорт, гуманитарные вопросы. В некоторых случаях вопросами образования в громадах занимаются люди, не имеющие опыта работы в системе образования. Поэтому сегодня можно говорить, что как на районном уровне, так и на уровне большинства территориальных громад идет работа по созданию органов управления образованием. Так что реальные шаги по реформированию системы образования в большинстве громад Болградского района принимать пока что не могут.

Тем более сумятицу в то, в какие сроки и как будет осуществляться образовательная реформа, вносят руководители системы образования страны.

Взять хотя бы тот факт, что, несмотря на то, что в соответствии с Законом, уже с 1 сентября 2024 года в стране должны заработать лицеи, в своих комментариях, опубликованных на сайте Министерства, министр образования и науки Сергей Шкарлет заявил: «…качественное образование не должно зависеть от того, школа расположена в большом городе или маленьком селе. Решить эту проблему планируем до 2027 года, когда в образовании исчезнет любая дискриминация качества по ряду финансовых, региональных или других подобных факторов… Реформа Новой украинской школы является длительной и поэтапной. Ряд трансформаций мы планируем завершить к 2027 году, после чего старшая школа (то есть 10, 11, 12 класс) станет профильной и трехлетней. Такая система начнет действовать с 1 сентября 2027 года».

Отметим, что министр оперирует датами, которые указаны в проекте так называемого Закона о лицеях («О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию механизмов формирования сети лицеев для внедрения качественного профильного среднего образования»), который пока что принят только в первом чтении, что, согласитесь, не совсем корректно.

Кроме того, по словам министра образования и науки, рассматривается вопрос сохранения нынешней сети учебных заведений, обеспечивающих получение дошкольного и полного общего среднего образования на всех ее уровнях (с 1-го по 11-го класса).

Естественно, что такая разница в подходах до запланированной реформы дезориентирует руководителей органов образования на местах.

Однако, фактически реформирование уже идет. Практически во всех школах уже внедрена система новой украинской школы на уровне начальной школы, переоснащены учебные классы для первоклассников. С нового учебного года НУШ начинают внедрять на уровне базового образования (5 – 9 классы).

Что касается создания лицеев, то здесь немало проблем, начиная от оснащения школы необходимым учебным и хозяйственным оборудованием, организации подвоза детей, оборудования общежитий для иногородних учащихся. Хотя в последние годы школы получили немало современного оборудования: компьютеры, комплекты различных кабинетов, интерактивные комплексы, интерактивные доски.

Среди актуальных и кадровый вопрос. С одной стороны – дефицит педагогов некоторых специальностей, с другой – необходимость увольнять людей из-за оптимизации школ.

Вместо вывода

Стоит отметить, что громады Болградского района медленно «раскачиваются» в вопросе оптимизации школ. С одной стороны, это болезненный процесс, который негативно воспринимается людьми и серьезно ударит по рейтингу руководства громад, в случае возникшей необходимости закрыть какую-то из школ громады. Но, несмотря на «сырое» законодательство и неопределенность с будущим видом средней и старшей школ, реформу запустили и вероятно её доведут до завершения.

Иван Колев