Управленческая реформа, которую осуществляет губернатор Саакашвили в Одесской области, уничтожает систему социальной защиты населения. Уже очень скоро это может привести к голодным бунтам многодетных и малообеспеченных семей и прочих незащищённых категорий населения.

 Есть такая китайская пословица: «Ты сказал – я поверил. Ты повторил – я засомневался. Ты начал настаивать – и я понял, что ты лжёшь». Нам так часто говорят о том, что губернатор Одесщины М. Саакашвили – великий реформатор, что недоверие лишь усиливается. Да, из уст экс-президента Грузии по-прежнему звучат очень правильные речи, безупречные с точки зрения пиара. Да, глава облгосадминистрации по-прежнему обеспечивает СМИ и общественное мнение яркими информационными поводами на почве тотального «наведения порядка». Однако, как мы уже писали после недавнего визита М. Саакашвили в Рени, его деятельность пока остаётся более эффектной, чем эффективной. Хуже того, некоторые реформы нынешнего губернатора Одесщины носят скорее разрушительный, нежели созидательный характер.

РАЗВАЛ социалки иллюстрация

В частности, М. Саакашвили ликвидировал целый ряд структурных подразделений облгосадминистрации. Сделано это под предлогом сокращения количества чиновников и оптимизации бюрократического аппарата. Что ж, давно пора. Не секрет, что некоторые областные службы действительно были надуманными, а результативность их работы приближалась к нулю. Вместе с тем «управленческая революция» в Одесской области достигла такого размаха, что, как говорится, вместе с водой можно выплеснуть и ребёнка.

Мало кто знает, что в настоящее время происходит радикальная реорганизация областного Департамента социальной защиты населения и Департамента здравоохранения. С 10 ноября т.г. эти службы официально прекратили своё существование – их сократили и объединили в одну структуру. Теперь столь разные направления деятельности будут вынуждены «жить в браке».

Кстати, уже сейчас ощущаются первые негативные последствия ликвидации областной социальной службы. Как известно, Одесская область оказалась на последнем месте в Украине по оформлению субсидий на газ и другие коммунальные услуги. Ситуация признана настолько плачевной, что премьер-министр А. Яценюк распорядился направить на Одесщину правительственную комиссию для выявления причин провала государственной программы субсидий…

Не знаю, чем обернётся оптимизация облздрава, а вот дальнейшая судьба «социалки» заслуживает отдельного внимания. Я хорошо знаю специфику работы службы соцзащиты, поскольку до недавнего времени в этой системе работали мои близкие знакомые. Естественно, они много раз рассказывали мне о своих трудовых буднях. И, надо отметить, рассказы эти – не для слабонервных.

Думаю, работающие люди, не привыкшие надеяться на подачки от государства, плохо представляют себе масштабы социальных выплат в Украине. Между тем в эту сферу вкладываются поистине колоссальные деньги! Приведу только две цифры. Лишь за 9 месяцев 2015 года расходы на социальную защиту населения в Ренийском районе превысили 50 миллионов гривен. Для сравнения: ВСЯ расходная часть сводного бюджета района за этот же период составила 137 млн 584 тыс. грн. Если разложить последний показатель по статьям расходов, то мы увидим, что «социалка» ежегодно «съедает» почти столько же, сколько образование и медицина вместе взятые!

Разумеется, такими денежными потоками должны управлять конкретные чиновники. Эту функцию на местах выполняют управления соцзащиты. Поскольку бюджетные средства – предмет строгой отчётности, работа социальной службы чрезвычайно забюрократизирована. На каждый вид государственного пособия и чуть ли не на каждый чих льготника предусмотрены отдельные постановления Кабмина, положения, формулы, инструкции и прочие регулирующие документы. Шаг влево, шаг вправо, – и это считается финансовым нарушением, за которое предусмотрена строгая ответственность. В итоге сотрудники «собесов» работают в состоянии постоянного стресса, который усугубляется тем, что службу постоянно атакуют «клиенты», недовольные «неправильным» начислением пособия или отказом в его назначении. Следует отметить и такой важный момент: несмотря на то, что через управления соцзащиты проходят десятки миллионов гривен казённых средств, это как раз тот случай, когда чиновники практически ничего не могут украсть. С каждым льготником ведётся индивидуальная работа, и он получает ровно столько, сколько ему положено по закону. Эти расчёты можно легко проверить. И их проверяют, причём проверки проводит целый ряд ведомств – Госфининспекция (бывшее КРУ), прокуратура и даже СБУ. В Ренийском управлении соцзащиты, к примеру, прокуратура однажды придралась к тому, что в журнале учёта посетителей не была сделана одна запись. В столь жёстких условиях коррупция в «социалке» если и есть, то она сведена к минимуму.

Таким образом, подавляющее большинство сотрудников «собесов» – это честные «рабочие лошадки», которые тянут на себе гигантский груз государственной социальной политики. При этом парадокс заключается в том, что люди, обеспечивающие социальную защиту населения, нередко сами являются малообеспеченными гражданами: социальные работники – одна из самых низкооплачиваемых категорий служащих (в среднем они получают около 1600-2000 грн в месяц). Прожить на такие деньги просто невозможно. Кроме того, материально-техническое обеспечение управлений соцзащиты иначе как нищенским назвать нельзя – государство не финансирует даже элементарные вещи. К слову, самый острый дефицит в «собесах» – офисная бумага. Она требуется в огромных количествах, поэтому сотрудники зачастую вынуждены покупать её за свои деньги. Во время отчётов обычному районному управлению соцзащиты необходима пачка бумаги в день, а это – сотни и сотни гривен. Где их взять? Если какой-нибудь спонсор дарит «собесу» несколько пачек бумаги, работники радуются этому как величайшему счастью. Ведь любой сбой в отлаженном механизме назначения пособий может привести к задержкам социальных выплат, а они – не будем забывать – являются единственным средством выживания для огромного числа украинских граждан.

К чему я всё это рассказываю? Да к тому, что господин Саакашвили и его любимая помощница Мария Гайдар вряд ли представляют себе все «прелести» той службы и той бюджетной сферы, реформированием которых они с таким энтузиазмом занимаются.

Возможно, кто-то из читателей решит, что автор этих строк просто «неровно дышит» к «социалке» (мол, сам признался, что в данной системе работали близкие знакомые). Вот почему мы решили узнать профессиональное мнение относительно реформы, затеянной губернатором области. Нам удалось связаться с бывшим директором Департамента социальной защиты населения Одесской облгосадминистрации Ириной Маркевич, и она согласилась подробно прокомментировать происходящее.

– Я приняла решение уволиться, когда поняла, что реформа Саакашвили ведёт к развалу системы социальной защиты, которая создавалась годами. Создавалась в том числе и моими усилиями – я проработала в этой сфере 37 лет, – говорит Ирина Викторовна. – Реорганизацию объяснили просто: чиновников слишком много, государственный аппарат надо сокращать. И почему-то никого не волнует тот факт, что госслужба сегодня совершенно утратила свой престиж. Многие чиновники вкалывают за мизерную зарплату, зачастую без премий и надбавок. Например, на 2015 год по нашему департаменту была утверждена 10-процентная надбавка к зарплате, хотя у нас огромный объём работы – люди трудятся по 12 часов в день, с восьми утра до восьми вечера.

Почему было решено объединить департаменты соцзащиты и здравоохранения? Потому что Саакашвили захотел повторить здесь грузинский вариант. Логика такова: если в Грузии эта система показала себя успешно, то, значит, аналогичного результата можно добиться и в Украине. Я специально изучила грузинский опыт и выяснила, что в Грузии после распада СССР практически не было льготных категорий населения. А в Одесской области на сегодняшний день – более 540 тысяч различных льготников, в том числе получающих те или иные социальные выплаты (это четверть населения области! – Прим. авт.). Единственный вид социальной помощи в Грузии – это пособие малообеспеченным семьям. А на Одесщине – 16 видов пособий: по рождению ребёнка, по беременности и родам, по уходу за ребёнком, по инвалидности с детства, по уходу за престарелыми, по уходу за психбольными, пособие малообеспеченным семьям и так далее. В целом социальные выплаты в нашей области получают около 300 тысяч семей. Разве можно сравнивать эту ситуацию с положением дел в Грузии?

Перед ликвидацией Департамента соцзащиты в моём подчинении находился 71 сотрудник. Я не считаю, что это много: как уже было сказано, даже такой штат едва справлялся с текущим объёмом работы. И когда нам объявили, что останется лишь 15 человек, люди добровольно стали увольняться – они поняли, что оставшиеся просто физически не смогут выполнять свои служебные обязанности. Соответствующим образом восприняли эту «реформу» и работники районных управлений – там тоже начался отток квалифицированных кадров. Их можно понять: кому хочется нести ответственность за чужие ошибки, за развал системы?

Если прогнозировать, чем обернётся такая реорганизация социальной службы, то ничего хорошего ожидать не приходится. Ещё два-три месяца наш департамент протянет, а потом «социалка» в Одесской области будет практически разрушена – начнутся длительные задержки всех социальных пособий. Недавно мне позвонили сотрудники одного из районных управлений соцзащиты и сообщили, что у них из бухгалтерии уволились сразу три человека. В другом районе уходят все работники, отвечающие за выплату пособий и субсидий.

Надеемся, что правительственная комиссия, призванная разобраться, почему Одесщина оказалась на последнем месте по назначению субсидий, увидит катастрофическое состояние «социалки» в нашей области. Кстати, существует постановление Кабмина, которое запрещает сокращать социальную сферу даже в условиях планового сокращения чиновников. Тем не менее, Саакашвили откровенно нарушает правительственные директивы. Очевидно, ему дали карт-бланш на проведение реформ в Одесской области, – с таким прицелом, что если эти реформы окажутся удачными, то их потом можно будет распространить на всю Украину. Однако добиться этого возможно лишь в том случае, если вообще отменить льготы. В определённой степени этот процесс уже начался с 1 июля текущего года. Теперь льготы полагаются только тем, чей среднемесячный доход – ниже 1710 гривен (речь идёт о постановлении Кабмина №389 от 4 июня 2015 года – Прим. авт.). То есть, если участник войны, предположим, получает пенсию, превышающую 1710 грн, то он лишается льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Что касается объединения департаментов соцзащиты и здравоохранения, то, как говорит моя подруга, яблоко с морковкой одним целым никогда не будут. И всё же даже на уровне центральной власти рассматривается вопрос слияния Министерств социальной политики и здравоохранения. Но пока это нереально даже с точки зрения организационных и информационных возможностей нашего государства. Например, в таких странах, как Канада и Польша, фискальная служба имеет базу данных на всех граждан. А у нас сегодня даже паспортный стол не имеет информации обо всех паспортах в Украине. Допустим, социальная служба назначает субсидию. И если человек живёт в сельской местности, никто не знает, сколько людей прописано у него в доме. Он может подтвердить эту информацию только с помощью домовой книги. То есть, на уровне центральной власти у нас просто нет подобных данных.

Отвечая на вопрос о том, почему Одесская область провалила программу назначения субсидий, И. Маркевич сказала: «А мы всегда были здесь на последнем месте. Связано это в первую очередь с тем, что в большинстве районов Одесщины нет ни централизованного водоснабжения, ни природного газа. А субсидия назначается с учётом потребления коммунальных услуг. Нет расходов на эти цели – нет и права на субсидию. Да, осуществлялась большая государственная программа «Питьевая вода», но её, к сожалению, так и не закончили. Таким образом, многие платят только за электроэнергию, уголь и сжиженный газ. К тому же, большинство жителей Одесской области просто не верят в программу субсидий. В лучшем случае субсидии оправдают себя только в отопительный период. Но, опять же, если развал системы соцзащиты будет продолжаться такими темпами, как сейчас, то будет просто некому заниматься оформлением субсидий».

*       *       *

… Новый глава Ренийской райгосадминистрации Сергей Белюк начал свою деятельность в районе с того, что распорядился установить у входа в РГА красивые и удобные скамейки. Не удивлюсь, если скоро на этих скамейках будут ночевать многодетные родители и отцы малоимущих семейств, требующие выплаты пособий. Этим людям будет всё равно, по какой причине местная власть задерживает социальные выплаты. А ренийские чиновники (и не только ренийские) будут кусать локти, когда окончательно поймут, что создававшийся годами механизм соцобеспечения просто сломан безответственными действиями «великих реформаторов».

Интересно, кого в этой ситуации назначат виноватыми и как будут исправлять очевидные ошибки?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2014 году в Ренийском районе из госбюджета помощь по беременности и родам получили 299 семей (более 337 тыс. грн); помощь при рождении ребёнка – 396 семей (более 20 млн грн); помощь по уходу за ребёнком до трёх лет – 175 семей (более 3,8 млн грн); помощь одиноким матерям – 835 человек (более 5,3 млн грн); помощь на детей, которые находятся под опекой – 83 семьи (около 1,6 млн грн); помощь при усыновлении ребёнка – 5 семей (более 117 тыс. грн); помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов – 50 семей (более 143 тыс. грн); помощь малообеспеченным гражданам – 382 семьи (более 11,5 млн грн); помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам – 354 человека (более 4,9 млн грн); субсидию на услуги ЖКХ и твёрдое топливо – 689 семей (488 тыс. грн); помощь на 8 детей-сирот и 8 приёмных семей (более 526 тыс. грн). Из областного бюджета помощь получил 71 человек, проживающий с психбольным (более 581 тыс. грн).

Андрей ПОТЫЛИКО