13- 14 ноября в Арцизе проходит двухдневный учебно-просветительский семинар «Реформа образования и здравоохранения в контексте децентрализации власти в Украине» для представителей 6 районов юго-западной части Одесской области.

Организаторы мероприятия: Программа Совета Европы «Децентрализация и реформа местного самоуправления в Украине» в сотрудничестве с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и ОО «Институт гражданского общества ».

На открытии семинара присутствовали народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия Антон Киссе, генеральный директор Директората по вопросам местного самоуправления, территориальной организации власти и территориально – административного устройства Сергей Шаршов, директор по науке и развитию «Института гражданского общества», менеджер Программы Совета Европы « Децентрализация и реформа местного самоуправления в Украине» Ольга Шевчук, главный специалист Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины Светлана Харченко, эксперт Совета Европы, консультант Центрального офиса реформ при Минрегионе Украины Сергей Дятленко. Каждый из очётных гостей высказал свою точку зрения по реформе образования, дополнив лекцию видеопрезентацией.

Стоит отметить, что 13 ноября на семинаре в Арцизе собрались представители сферы образования, органов местного самоуправления, чтобы сообща оценить преимущества и недостатки нынешней системы образования, выработать правильный алгоритм на будущее, оценить возможности, которые даёт децентрализация власти в территориальном аспекте.

Лекторы семинара акцентировали внимание на том, что в Украине происходит процесс децентрализации власти. Одной из сложнейших задач для объединенных территориальных общин в ходе этого процесса является создание функции управления образованием. К объединению общин управлением образованием в селах и поселках занимались отделы образования районных государственных администраций, которые являются элементами вертикали исполнительной власти. Функции исполнительных органов сельских и поселковых советов в сфере образования были минимальными и заключались в реализации второстепенных задач для обеспечения школ (например, организация подвоза учащихся).

В отличие от райгосадминистраций, органы местного самоуправления объединенных общин являются автономными и имеют все полномочия, в том числе в сфере управления образованием. Органам местного самоуправления практически всех объединенных общин вместе с получением бюджетных преференций и управленческих полномочий необходимо будет взять на себя сложную задачу и ответственность за создание эффективного управления системой образования в своих общинах.

Реформа образования чрезвычайно важна. Само обучение молодого поколения определяет будущее страны. Очевидно, что сегодня украинское образование не соответствует ни современным запросам со стороны личности и общества, ни потребностям экономики, ни мировым тенденциям. Именно поэтому реформа предусматривает системную трансформацию сектора, главная цель которой – новое высокое качество образования на всех уровнях: от начальной школы – в высшие учебные заведения. Главной задачей образования должно быть формирование сознательных, общественно активных граждан, способных обеспечить экономический рост и культурное развитие страны.

Образовательная реформа будет иметь четыре направления: реформу среднего образования, профессиональной (профессионально-технического) образования, высшего образования и создание новой системы управления и финансирования науки. За каждым из них будут осуществлены определенные меры, направленные на достижение общей цели: превратить украинское образование на инновационную среду, в котором ученики и студенты получают навыки и умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности, а ученые имеют возможности и ресурсы для проведения исследований, непосредственно влиять на социально-экономическое положение в государстве.

При реформировании планируется внедрить новые стандарты образования, улучшить материально-техническую базу учебных и научных учреждений, привлечь лучших педагогических и научных работников и ввести справедливую и прозрачную систему финансирования отрасли образования и науки. Реформа имеет целью повышение престижа педагогической и научной работы.

Каждому участнику семинара были представлены материалы для практических заданий, а также научные пособия «Местный бюджет и финансовое обеспечение территориальной громады», «Ресурсное обеспечение объединённой территориальной громады и её маркетинг».

14 ноября в рамках работы семинара «Реформа образования и здравоохранения в контексте децентрализации власти в Украине» предстоит встреча с работниками медицины.

Т. Шарникова