История учит тому, что ничему не учит. Даже если это история годичной давности. А ещё ничему не учит наша национальная забава – «хождение по граблям». Даже если на лбу – сплошные шишки и синяки…

Опять заносы

«На стыке» 2014 и 2015 годов Одесская область пережила один из самых страшных транспортных коллапсов в своей истории: аномальные снегопады на несколько дней полностью парализовали движение на автодорогах, многие населённые пункты оказались практически отрезанными от внешнего мира. По злой иронии судьбы эта чрезвычайная ситуация совпала с пилотным проектом реформирования дорожного хозяйства Одесщины. В результате реорганизации большинство местных автодорожных предприятий было ликвидировано, а все обязательства по ремонту и обслуживанию дорог взяли на себя частные компании, выигравшие соответствующий тендер и получившие гарантии государственного финансирования своей деятельности.

В числе этих компаний оказалась дорожно-строительная фирма «Евродор», которая в 2014 году получила госзаказ на обслуживание и ремонт 740 километров дорог в Ренийском, Измаильском и Болградском районах на общую сумму более 43 млн грн. Однако компания фактически провалила снежный «экзамен» – она либо вообще не чистила дороги от снега, либо чистила крайне несвоевременно.

Возмущение местного населения бездействием «Евродора» было столь велико, что резонанс докатился до Кабмина и Верховной Рады, а тогдашний губернатор Одесской области Игорь Палица был вынужден публично оправдываться. В середине января 2015 года глава облгосадминистрации провёл встречу с активистами общественных организаций. Комментируя критическую ситуацию, сложившуюся на дорогах региона после предновогодних снегопадов, губернатор взял на себя часть ответственности за автотранспортный паралич. По словам И. Палицы, его вина заключается в том, что облгосадминистрация не проверила достоверность информации о готовности дорожных предприятий к работе в зимних условиях. Как признался губернатор, компания, выигравшая тендер на обслуживание дорог, попросту его обманула.

За два месяца до снежных заносов руководство области провело ряд совещаний, на которых дорожные и прочие службы отчитались о том, что они полностью готовы к зиме. «Мы не проверили их работу тогда – в этом наша вина, – заявил И. Палица. – Нам доложили, что есть пункты обогрева и более 400 единиц техники, которая готова убирать снег с дорог». Но, как оказалось, количество снегоуборочных машин было сильно преувеличено. И как только дороги утонули в снегу, ложь вылезла наружу.

Несмотря на жёсткий, совершенно обоснованный «разбор полётов» (причины и последствия снежного коллапса были детально проанализированы на одной из сессий Болградского райсовета, а в Измаиле этой ситуации было посвящено совещание с участием народного депутата Украины Александра Урбанского), руководитель «Евродора» Артак Аветисян… обиделся. И обиделся в первую очередь на местную и областную прессу, которая, по его мнению, необъективно освещала роль дорожной фирмы в борьбе со стихией. Как только появились первые критические публикации в адрес «Евродора», Артак Георгиевич поспешил дать интервью и опровергнуть все обвинения.

И всё же факты – вещь упрямая. Достаточно сказать, что город Рени оставался отрезанным от областного центра с 26 декабря по 4 января, а дороги Болградского района были очищены от снега (да и то не полностью) лишь 5 января, причём значительная часть этой работы была выполнена силами местных сельхозпредприятий.

В общем, как бы то ни было, в январе прошлого года все действующие лица, так или иначе причастные к «битве» с транспортным коллапсом, пообещали сделать выводы и принять все меры для того, чтобы подобное не повторилось следующей зимой. Одесский облсовет даже обратился к Кабмину и Укравтодору с просьбой пересмотреть дорожную реформу, обернувшуюся в итоге катастрофической ситуацией на автотрассах региона.

И что же? Всё повторилось ровно через год! Правда, в меньших масштабах, но в целом совпадение ситуаций просто поражает. «Евродор» вновь не стал спешить чистить автотрассы от снега, и решение этой задачи пришлось взять на себя местным органам власти, ГСЧС и предприятиям.

Вот лишь некоторые факты последних дней, свидетельствующие о том, что частные дорожные службы так и не извлекли никаких уроков из прошлогоднего конфуза.

Когда образовались снежные намёты между сёлами Орловка и Новосельское, сельский голова Орловки Михаил Куванжи дал команду спасать положение своими силами: на расчистку этой трассы было направлено три единицы техники. Оперативное руководство работами взял на себя главный инженер сельхозпредприятия «Дунай-Агрос»Николай Павел.

В это же время в Рени доставили роженицу из Долинского, которую надо было срочно госпитализировать в Измаил. Бедная женщина уже и без того натерпелась – её буквально эвакуировали сотрудники ГСЧС.Как сообщил начальник Ренийской пожарно-спасательной части Владимир Барашкевич, поздним вечером 18 января из Долинского поступил сигнал о том, что у 22-летней беременной женщины начались схватки. Родственники попытались вывезти её из села, но дорога на Рени была перекрыта сугробами. Выручили спасатели, доставившие роженицу в город на КрАЗе-260 ТММ.

Одна ренийская семья, которая ещё осенью приобрела туристические путёвки в Грецию и билеты на самолёт, 18 января застряла под Орловкой. Выбраться из Рени удалось через… Молдову. Там, разумеется, была аналогичная погода, однако (о, чудо чудное и диво дивное!) дороги были расчищены от снега. Ренийские туристы без проблем доехали до Кагула, оттуда – в Кишинёв, а дальше поездом добрались до Одессы.

По словам председателя Ренийского райсовета Олега Зуева, благодаря технике местных фермеров и сельхозпредприятий удалось организовать расчистку дороги Орловка–Нагорное–Котловина.

И так далее, и тому подобное…

А где же в эти дни был «Евродор», получающий от государства десятки миллионов гривен на обслуживание дорог? Небось, до сих пор обижается на «несправедливую» критику. С прошлого года.

Или продолжает делать выводы?

Андрей ПОТЫЛИКО