Олигархи, привыкшие контролировать целые отрасли экономики, по старой привычке требуют от государства дополнительных преференций. Однако голос их слышится все тише.

 

Пока одни проводили футбольный праздник – чемпионат Евро-2012 – и волновались о престиже страны, другие давили на депутатов и чиновников, чтобы побольше заработать. Особенно усердствовали те, кто и так монопольно контролирует ключевые отрасли производства и услуг, держит потребителей на коротком поводке и диктует им свои условия, сообщает Левый Берег.

 

Сложно сказать, когда бы еще правительство обратило внимание на незаурядный сервис компании «Аэросвит», если бы та вовремя доставила пассажиров на первый матч Евро-2012 в Варшаву, на матчи в Украине и на финальную игру в Киеве. Авиакомпания ради наживы кинула все самолеты на более дорогие чартерные рейсы, из-за чего пострадали клиенты ее регулярных рейсов.   Из-за срыва этих, можно сказать, знаковых перелетов правительство обрушилось на воздушного монополиста с уничтожающей критикой, пообещав нанести ему «существенный удар» осенью.

 

В свое время именно украинское государство способствовало созданию различных монополий (в том числе и авиационной). Без поддержки действовавшей тогда власти они просто не могли бы состояться. Неслучайно ведь в 2009 году компании, связанные с группой «Приват»,сконцентрировали контрольный пакет акций «Аэросвита» и таким образом получили возможность влиять на половину рынка отечественных авиаперевозок. Однако поскольку официально эта собственность на «Приват» не оформлена, серьезных проблем с Антимонопольным комитетом этой структуре удалось избежать (аналогично действовала схема с «Днепроавиа» и «Донбассаэро»).

 

Теперь же группе «Приват» будет уже не так легко найти общий язык с государством. Ведь дело дошло уже до открытой конфронтации.

 

Первым признаком все более нарастающего напряжения между совладельцем группы «Приват» олигархом Игорем Коломойским и нынешней властью можно считать проблемы с его ферросплавным бизнесом. Все попытки подконтрольных ему Никопольского, Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов добиться для себя существенных преференций от государства проваливались одна за другой. И критическая глава в этой долгоиграющей истории по времени совпала с авиационным кризисом в империи Коломойского.

 

Уже три года Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА, лоббистский орган трех заводов группы «Приват») регулярно забрасывает различные госучреждения с требованием пересмотреть условия работы ферросплавной отрасли в лучшую сторону. Речь идет, в целом, о двух пунктах: снижении стоимости потребляемой электроэнергии и введенииповышенных пошлин на импорт ферросплавов.  Но ни по одному из пунктов ферросплавщики так и не смогли добиться желаемого.

 

По данным заводов, входящих в УкрФА, сейчас доля расходов на электроэнергию в себестоимости их продукции составляет до 60%. Однако говорит это не только о повышении тарифов (с которым столкнулись все отрасли промышленности), но и о том, что ферросплавные предприятия не вкладывают средства в энергосберегающие технологии, которые бы позволяли заводам экономить и снижать стоимость производства.

 

Стоит также напомнить, что тарифы на электроэнергию для промышленности до сих пор являются в Украине одними из самых низких в Европе. Так, в Украине (по данным Нацкомиссии регулирования электроэнергетики) стоимость потребления электроэнергии в июне составляла 0,09 евро/кВт-ч для предприятий второго класса, а для первого – 0,07. В соседней Польше эти цифры составляли 0,11 и 0,099 евро/кВт-ч соответственно (в конце прошлого года, по данным «Европейского энергетического портала). Скорее всего, именно потому просьбы УкрФА к правительству о переводе заводов в первый класс потребления услышаны не были.

 

С прохладцей отнеслась власть и к предложениям «приватовских» заводов ввести дополнительные пошлины на ввоз иностранных ферросплавов. Это решение бы привело к падению импорта и усилило бы позиции группы Коломойского на ферросплавном рынке. В 2010 году УкрФА даже удалось убедить Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) начать антидемпинговое расследование против импортеров. Однако, после изучения ситуации на протяжении десяти месяцев, МКМТ решила, что никакой угрозы национальному производителю существующие объемы импорта не несут.

 

Ферросплавщики оказались недовольны таким решением, попытались оспорить его в суде, но безрезультатно.   Новый раунд лоббистской деятельности УкрФА состоялся в июне этого года – Ассоциация направила письма о необходимости ограничения импорта массе лиц и организаций, от Виктора Януковича до Министерства экономического и развития и торговли.

 

Однако никакой публичной реакции на свои жалобы ферросплавщики так и не получили. А в свете нынешних натянутых отношений правительства с авиационным флотом группы «Приват», ферросплавная империя также вряд ли добьется своего. Остается ждать, воплотит ли Игорь Коломойский свои угрозы о закрытии ферросплавных заводов ввиду их нерентабельности, либо же «нерентабельность» – это просто слова, пропагандистский прием.

 

Что в сухом остатке? Проблемы группы «Приват» с властью обнажили внутреннюю кухню украинского бизнеса. Монополисты, которые хранят свою собственность в оффшорных зонах (а ведь формальные собственники ферросплавных заводов – кипрские компании), прячутся таким образом от пристального внимания Антимонопольного комитета Украины. Но как только они теряют молчаливую поддержку власти в вопросе дополнительных (!) преференций, как тут же начинают говорить об экономической нецелесообразности работы в Украине. В искренность этих жалоб трудно поверить.