МЕЖДУ ТЕМ «БЕЗ ГЛАЗА» МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ ОДНО ИЗ САМЫХ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИДУНАЙСКОГО КРАЯ – ИЗМАИЛЬСКИЙ ПОРТ

Блокада и порт

Назло бабушке отморожу уши… Назло врагам козу продам – чтоб дети молока не пили… Выколю себе глаз, чтобы у моей тёщи был зять кривой… Китайская месть: у врага на воротах повешусь, чтобы ему стыдно стало…

Все эти народные шутки очень точно отражают логику блокады железнодорожных путей на линии разграничения в Донбассе. Блокада продолжается уже второй месяц, и за это время, как известно, ощутимо пострадала угольная энергетика Украины. Над страной в очередной раз нависла угроза веерных отключений электричества. Но активистам и народным депутатам, которые препятствуют торговле с неподконтрольной Украине территорией, глубоко плевать на то, что от блокады в первую очередь пострадает их собственный народ. «Платон мне друг, но истина дороже». И пусть Платон хоть сдохнет…

А тем временем руководство самопровозглашенных ДНР/ЛНР приняло ответные меры, объявив о национализации крупных промышленных предприятий Украины, расположенных на территории самопровозглашенных республик. В основном это металлургические и угольные предприятия, принадлежащие холдингу «Метинвест» и корпорации «Индустриальный союз Донбасса» («ИСД»). Напомним, что они используют украинскую рабочую силу, зарегистрированы в Украине, платят налоги в украинский бюджет, а также приносят нашему государству валютную выручку за счёт экспорта своей продукции. Переход этих предприятий под контроль самопровозглашенных ДНР/ЛНР может привести к полному прекращению экспортных поставок, а затем и к остановке производства. Десятки тысяч граждан Украины (и не только на Донбассе) рискуют остаться без работы.

По этому поводу «Метинвест» распространил следующее заявление: «Мы считаем такой сценарий недопустимым и намерены продолжать осуществлять всю деятельность предприятий, физически расположенных на неконтролируемых территориях, в рамках украинского законодательства. Все вышеуказанные предприятия неразрывно связаны с другими предприятиями горно-металлургического комплекса (ГМК), расположенными на подконтрольной Украине территории, – логистикой, поставками сырья, общей производственной цепочкой. Поэтому их остановка неизбежно приведёт к существенным проблемам в ГМК Украины в целом и возможной остановке ряда других предприятий. При этом после полной остановки повторно запустить производство невозможно, и оно будет потеряно навсегда». С позицией холдинга «Метинвест» солидарны и в корпорации «ИСД».

Какое же отношение имеют эти события к Придунайскому краю? Самое прямое. Блокада может больно ударить по Измаильскому порту, который тесно сотрудничает с «Метинвестом». Об этом нам сообщил один из специалистов порта.

Давайте вспомним, что 2016 год выдался для ГП «Измаильский морской торговый порт» очень удачным: госпредприятие переработало 5 миллионов 418 тысяч тонн грузов. Для сравнения отметим, что в «золотой период» Котельного максимальный годовой грузооборот порта достигал 7 млн тонн. Если учесть, что сегодня экономика Украины находится в весьма плачевном состоянии, то прошлогодний показатель грузоперевалки в порту Измаил – действительно достижение.

Для наглядности сделаем ещё одно сравнение. Соседний Ренийский порт, чья изначальная проектная мощность (14 млн тонн в год) заметно превышала возможности Измаильского порта (8,5 млн тонн в год), в последнее десятилетие редко перерабатывал более 2 млн тонн, а сейчас этот показатель опустился ниже 1 млн тонн в год. На таком фоне порт Измаил смотрится очень солидно.

Как рассказал в недавнем интервью региональным СМИ директор ГП «ИзмМТП» Андрей Ерохин, успех 2016 года в значительной степени был достигнут за счёт грузопотока «Метинвеста», а именно железорудного концентрата (ЖРК). По словам Андрея Юрьевича, порт планировал увеличить объём перевалки этого груза в 2017 году.

«Очень долго пришлось доказывать компании «Метинвест», что наша логистика – самая эффективная, и, наконец, мы сумели их в этом убедить. Они подписали контракт с УДП и все грузы на Сербию перемещают баржами нашего пароходства. Здесь мы подставили УДП своё плечо, понимая, что являемся базовым портом для этого перевозчика. У нас всегда есть тоннаж, есть баржи под погрузку – поскольку УДП безотказно идёт нам навстречу», – сказал А. Ерохин в упомянутом интервью.

Грузопоток «Метинвеста» направляется в Сербию, на металлургический комбинат «Железара Смедерево» (Zelezara Smederevo), который в апреле 2016 года купила китайская компания Hebei Iron & Steel. Измаильский порт рассчитывал на то, что в нынешнем году объём этого груза составит 1,5-2 млн тонн, то есть свыше 35% всей годовой перевалки.

И вот теперь из-за блокады на Донбассе оптимистичные планы ГП «ИзмМТП» могут «накрыться медным тазом». Надо ли ещё что-то комментировать?

Главное – насолить врагу. Не так ли?

Андрей ПОТЫЛИКО

Редакция может не разделять мнение автора