Многонациональный состав Буджака всегда являлся его отличительной особенностью. Географическое расположение региона, существование массива свободных и пригодных для обработки земель, полноводные реке, богатые рыбой, – все это привело к тому, что Южная Бессарабия стала привлекательным местом для украинцев, русских, гагаузов, молдаван, болгар, немцев и других народов.

Фото: bolesmir.ru

В XVIII веке этот регион принадлежал Османской империи, поэтому сюда часто убегали те, кто подвергался преследованиям в России. Кроме украинских казаков (Дунайское казачество), переселившихся сюда после уничтожения Запорожской Сечи, в низовьях Дуная обосновались и русские казаки – некрасовцы.

Некрасовские казаки берут свое начало с восстания донского казачества под руководством атамана Булавина. После его смерти в 1708 году часть казаков во главе с Игнатом Некрасовым переместились с Дона на Кубань. Там, под протекторатом Турции, казаки основали своеобразную «казацкую республику».

Фото: narodna.pravda.com.ua

На протяжении 1740-1770-ых годов некрасовцы активно переселялись в низовья Дуная. Именно в это время окончательно формируется эта уникальная этноконфессиональная группа русского народа. Хотя с Буджаком Донское казачество поддерживало отношения задолго до массового переселения некрасовцев. Уже в 1709 году посланцы Игната Некрасова побывали на Нижнем Днестре с дипломатической миссией. Кроме того, в середине 1730-ых годов имели место совместные военные действия Буджацкой орды, некрасовцев и запорожцев. В это же время некрасовцы Кубани поддерживали тесные связи со старообрядцами Бессарабии и Добруджи, а также часто выезжали сюда на рыбные промыслы. Однако массовое переселение некрасовских казаков на Дунай происходило в середине 1770-ых – начале 1780-ых годов. Оно было обусловлено тем, что после победы в очередной русско-турецкой войне (1768-1774) Российская империя начала активные действия по присоединению земель Крымского ханства, в том числе Кубани.

Некрасовские казаки в Бессарабии не платили налогов, но несли воинскую повинность в Турецкой империи. Все насущные вопросы общины решали атаманы и «круг» (сбор всего взрослого населения). Атаман избирался кругом на один год и осуществлял исполнительную власть. Третья часть заработка общинников направлялась в казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Судебная власть также принадлежала кругу. Некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в так называемую «Игнатову книгу». Заветы отличались чрезвычайной строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами – смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю». Не менее суровыми были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика».

Русско-турецкая война 1787-1791 годов, а также многочисленные столкновения за места рыбной ловли с задунайскими казаками обусловили переселение части некрасовцев в Анатолию и на побережье Мраморного моря. Таким образом, образовались две ветви некрасовских казаков: Майносская и Дунайская.XIX век существенно изменил условия жизни некрасовцев. Уже во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов у российского руководства возникла идея привлечь их на свою сторону в борьбе с турками. Генерал-майор Сергей Тучков вел переговоры с некрасовцами, в результате которых были изданы «письма», дарующие казакам «вечное прощение в прежних их винах против Государя и Отечества». Вследствие этого казаки переселились на левый берег Дуная, который уже находился в составе Российской империи.

Хотя Россия не выполнила обещаний о создании на своих землях некрасовского войска, однако предоставила некрасовцам значительные льготы. Среди них была и свобода исповедания своей религии. Однако в течение почти всего XIX века. правительство проводило очень противоречивую политику в отношении некрасовцев. С одной стороны, им позволялось иметь церковь и колокола, а с другой, активно проводилась миссионерская деятельность православного духовенства, направленная на возвращение «заблудших душ» в лоно православной церкви.

На правом берегу Дуная некрасовские общины просуществовали до 1864 года, когда их особое положение в Турецкой империи было отменено. Во второй половине XIX века среди некрасовских казаков Добруджи усилился социально-экономический распад общин-артелей рыбаков и, соответственно, увеличилась роль земледелия.

Одним из наиболее известных поселений некрасовцев в Бессарабии, безусловно, является поселение Старая Некрасовка. Еще в 1811 году по именному указу Александра I в Измаил из селения Сарикей переселились около 100 семей некрасовцев. Именно они и основали первые некрасовские хутора и основали неподалеку старообрядческую обитель Святого Николы. На хутора переселились 62 семьи. К 1818 году на Некрасовской Балке (Монастырская Балка) была возведена церковь имени Святого Николы. В монастыре находилось шесть келий, в которых проживали 22 монаха и 14 послушников. Игуменом стал о. Маркиан. Некрасовский монастырь поддерживал связи с монастырями Серкова, Мануиловки, Славы (Слава Руса), Белой Криницы. В 1829 году монастырь был закрыт.

Фото: samstar.ucoz.ru

После закрытия монастыря жители Некрасовки просили отдать им церковное имущество и предложили купить храм. Однако власти им отказали. Тогда некрасовцы с помощью известного российского военачальника и государственного деятеля Сергея Тучкова получили разрешение у Михаила Воронцова перевезти на казенный счет церковь из села Сарыкей. Церковь была перевезена новыми переселенцами в 1830 году. Однако установили ее в Измаиле. Именно в 1830-ых годах появилось современное название села – Старая Некрасовка.

Из волны новых поселенцев часть осталась в Старой Некрасовке, а другие 200 семей нашли себе пристанище в Кугурлуе (Новая Некрасовка), Килии, Муравлёвке, Жебриянах и Тучкове (современный город Измаил).

В 1838 году, когда количество жителей в Измаиле увеличилось и одна церковь не могла вместить всех прихожан, старообрядцы Старой Некрасовки добились права выстроить свою церковь в честь Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. Этот храм просуществовал более века. Его неоднократно обновляли и ремонтировали. В 1931 году жители Старой Некрасовки решили расширить храм. Чтобы не прерывать богослужений, фундамент и стены новой церкви строили по внешнему периметру старых, отступив на некоторое расстояние. А когда новые стены и перекрытие завершили, то старые вынесли.

Село Новая Некрасовка было основано переселенцами из-за Дуная в 1830-1831 годах под именем Кугурлуй. Изначально тут проживало около 200 семей старообрядцев, которые пользовались льготами и преимуществами, так как имели статус «некрасовского» поселения. В 1832-1833 годах в село переехали мещане-старообрядцы из г. Шура-Коциевская Подольской губернии. Старожилы села до сих пор помнят о разделении села на две группы: «некрасовцы» и «польшаки». В 1860-е годы в Новой Некрасовке была сооружена церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы, а в 1867 году произошло освящение алтаря при архиепископе Аркадии Васлуйском.

В середине XVIII века некрасовцами было основано село Жебрияны (сейчас село Приморское Килийского района). Основными занятиями местных жителей было рыболовство и земледелие. После присоединения Буджака к Российской империи в селе находилось около 300 старообрядцев и существовал плетнёвый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери была сооружена в 1860 году, в 1876 году – каменная колокольня. В 1903 году в селе была построена новая церковь при непосредственном участии священника Стефана Сучкова на средства, как местного населения, так и на пожертвования старообрядцев из России.

Таким образом, некрасовцы, которые активно переселялись на Дунай во второй половине XVIII века, играли важную роль в истории Бессарабии, основали множество поселений и церквей, стали неотъемлемой частью этого уникального многонационального региона.

Евгений Джумыга