Туристический сезон-2015 завершился, а с ним возникла необходимость подведения итогов и выработки тактики развития туристической отрасли на ближайшее будущее и стратегии в более обширной временной перспективе. Туристическая отрасль преодолела ряд своих детских болезней. Но по-прежнему остается множество недочетов и объективных трудностей, которые не позволяют использовать туристический потенциал Одессы и Одесского региона на полную мощность.

Туристов много, но кто их считает и кто они?

В этом году Одессу посетило более 1,5 млн. туристов. Это официальные цифры, которые сообщили в департаменте культуры и туризма Одесского городского совета.

сктурктура туристов  в 2015 году в сравнении с 2014 годом (Одесса)

«В нынешнем году Одессу стали активнее посещать туристы из Восточной и Западной Европы. Но превалирующим был туристический поток туристов из разных регионов Украины», – идется в отчете профильного департамента мэрии Одессы.

В структуре посетивших Одессу туристов, более половины составляли гости из самой Украины (57%), 19% представляли страны Западной Европы, 17% страны Восточной Европы, 5% – Турцию, 1% – Российскую Федерацию, остальные – иные страны, в большей степени Ближний Восток.

Что касается Одесской области, то подсчитать точное количество прибывших отдыхать в настоящее время не представляется возможным.

«К сожалению, по региону цифр нет, как и нет пока действенных способов её вычислить. Есть данные по конкретным объектам, например по Вилково, где лидерство занимает одна туристическая фирма, которая и ведет свою статистику. Городской совет Вилково располагает данными, что количество туристов в этом году тоже увеличилось за счет внутреннего туриста, но не достигло уровня в 20 тысяч туристов в год, что тоже не такое уже и большое количество. По другим туристическим объектам, где нет единства информации, четкую цифру трудно сказать, но тенденция идет к увеличению количества туристов», – говорит менеджер по проектам организации «Агрикола» Владимир Полторак.

Что касается числа отдыхающих в частных апартаментах, то их число едва ли исчислимо, т.к. большинство квартиросъемщиков на короткий срок, делают это без заключения соответствующих договоров.

В целом же в Одессе есть всего лишь 276 отелей с 7 000 номеров общей вместимостью 16 500 мест, по области цифры следующие: 489 отелей, около 12 000 номеров общей вместимостью приблизительно 28 000 человек.

 Динаміка кількості внутрішніх туристів (1) та громадян України, які виїжджали за кордон (2)

Динамика количества внутренних туристов  и граждан Украины, которые выезжали за границу 

Отдыхающие не готовы много тратить, но хотят многое увидеть

Что касается денежного эквивалента, то нынешний турист в большей степени готов экономить. Это в первую очередь касается внутреннего туриста. Так, по информации одного из гидов, который уже не первый год работает в этой сфере, в нынешнем году подавляющее число туристов не очень желало расставаться с деньгами ради индивидуальных экскурсий по городу. Возможно, это связано с широким распространением экскурсий в электрокарах, однако, по мнению профессиональных экскурсоводов и даже властей города их уровень крайне низкий.

Туристический электромобиль на Дерибасовской

Туристический электромобиль на Дерибасовской

В этой ситуации есть выход – унификация требований к экскурсоводам, введение специальной программы по обучению и сертификации лиц, которые занимаются этим видом деятельности. Однако, до этого ещё, по всей видимости, ещё далеко.

«На данный момент есть несколько идей насчет институционализации процесса подготовки экскурсоводов. Должна быть создана единая структура подготовки кадров с едиными критериями. Без этого невозможно говорить, что в Одессе вообще есть система подготовки экскурсоводов и гидов. На данный момент есть несколько крупных компаний, в частности экскурсии на электрических машинах, которые заняли более половины рынка. И имея эти ресурсы, они должны будут задуматься о своих кадрах. Частного экскурсовода сейчас контролировать фактически невозможно, но и он подтянется под крупных игроков. Они должны задавать тон и если они серьезно подойдут к процессу подготовки кадров, то это «вытащит» весь рынок», – считает Владимир Полторак.

В целом политика городских и отчасти областных властей, которая была направлена на проведение множества локальных и региональных мероприятий в сфере культуры привлекла дополнительные туристические потоки, хотя просчитать конкретный экономический эффект пока что сложно.

Собыйтийный туризм

событийный туризм для внутреннего туриста2

Событийный туризм для внутреннего туриста

Общая ситуация в туристической сфере меняется, что связано не только с тем, что изменяется геополитическая ситуация вокруг Украины и регион Черного моря становится все менее привлекательным для круизных судов, например, но и с изменением самого туристического запроса. Сейчас более востребованы туры с большим количеством свободного времени, самостоятельным планированием программы, хотя сохраняет лидирующее положение курортный отдых на берегу моря в пределах Большой Одессы.

Оперный театр до сих пор остается доминантой в туристической привлекательности Одессы как дестинации

 Оперный театр до сих пор остается доминантой в туристической привлекательности Одессы

Приехать и остаться: как добраться до Одессы?

Важным фактором развития туризма становится удобность достижения конечной точки назначения. Для того, чтобы добраться в Одессу в этом году были введены дополнительные рейсы поездов из различных областей Украины. Также в Одесском аэропорту были открыты новые направления, которые позволили связать Одессу, как с внутренними регионами, так и с ближним зарубежьем, обеспечив повышение количества прибывших в транзитных пассажиров, пассажиров категории делового туризма.

«Укрзалізниця» на протяжении всего летнего сезона продолжала назначать дополнительные поезда в Одессу из городов Украины из-за растущего спроса на это направление, а также увеличила периодичность курсирования ряда круглогодичных поездов. Только на середину июля было назначено 14 дополнительных поездов в Одессу из таких городов как Днепропетровск, Киев, Ковель, Львов, Черновцы, Чернигов, Харьков и Ужгород.

Что касается авиационного сообщения, то Одесский аэропорт по сравнению с предыдущим годом сохраняет свои позиции, за девять месяцев обработав 752 тысячи пассажиров и выходя на уровень пассажирооборота 1 млн. человек. Что касается переориентации традиционного пассажиропотока на Москву и Санкт-Петербург, то благодаря регулярным рейсам в Кишинев и Минск в Одессу могут прибывать туристы из стран ближнего зарубежья, практически не ощущая прекращения воздушного сообщения с Российской Федерацией.

новые рейсы летней навигации Одесского аэропорта

Новые рейсы летней навигации Одесского аэропорта

новая техника в Одесском аэропорту

Новая техника в Одесском аэропорту

«Ситуация с прекращением полетов из России связана со всеми аэропортами Украины. Но мы всегда готовы к тем вызовам, которые существуют на рынке. 25 октября было открыто новое направление на Минск, которое не существовало все годы независимости Украины. 26 октября был открыт самый короткий маршрут – регулярный рейс Одесса-Кишинев. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, у нас есть планы по расширению нашей географии. Мы будем презентовать новые направления и частоты», – отметил Виталий Портянко, директор ООО «Международный аэропорт» «Одесса».

Наибольшее падение зафиксировано в сегменте круизов. Как сообщил в ходе пресс-конференции начальник администрации Одесского морского порта Михаил Соколов, за прошедший сезон порт посетили всего 10 круизных судов. Даже в 2014 году их было 28, а в 2013 году – 106. В 2016 году в Одесском порту ожидают улучшения сложившейся ситуации. В настоящий момент уже поступили заявки от 30 круизных лайнеров.

Необычный туризм – дело будущего

В настоящее время развитие туристической отрасли требует имплементацию успешного западного опыта и развития новых возможностей, связанных с новыми аспектами вовлеченности туристов, в том числе использование возможностей экологически безвредного «зеленого» туризма. Пока что этот сегмент рынка практически не развит и занимает всего несколько процентов от общего объема. Но кризис рынка подталкивает его участников не только к конкуренции, но и изучению структуры рынка и заимствованию успешных бизнес-моделей из-за рубежа.

«В Румынии этот процесс активизировался, в Молдове пока что тоже об этом только говорят. В Румынии – это инвестиции Европейского Союза. Там есть как теоретическая разработка, так и практическое применение разработок в сфере зеленого туризма. Там имплементируют европейские нормы в винной индустрии, в сфере создания комфортных условий для проживания в зеленых усадьбах. Это происходит как в Тульчинском районе, так и в Констанце, в Галаце в меньшей мере, так как регион стереотипно не считается туристическим. В последнее время черноморский туризм в целом переживает непростой период своего развития, что касается и геополитических реалий», – считает Владимир Полторак.

пляжи по прежнему наиболее востребованы у отдыхающих в Одессе и Одесской области

Пляжи по прежнему наиболее востребованы у отдыхающих в Одессе и Одесской области

 В целом же туристический сезон-2015 показал, что Одесса и Большая Одесса (песчаные пляжи в пределах Белгород-Днестровского, Овидиопольского и Коминтерновского районов) остается привлекательной в плане традиционного курортного отдыха. Развивается событийный туризм, хотя конвертация количества фестивалей в экономический эффект – это дело будущего. В Одесской области существует несколько мест, где развивается зеленый туризм, однако отсутствие по-настоящему крупных туроператоров приводит к тому, что мелкие игроки зависят от текущей ситуации на рынке и не вкладывают средства в анализ рынка и поиска новых ниш для привлечения новых потоков туристов.

Станислав Кинка