С 1980-х гг. существует трансграничное сотрудничество в рамках треугольника, в который входят части трех государств – Молдовы, Румынии и Украины. В 1990-е гг. прошла институциализация отношений в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай». В условиях, когда Европейский Союз все больше внимания уделяет трансграничному сотрудничеству, в том числе между приграничными регионами стран-членов союза и соседними государствами, значительно возрастает роль Одесской области в этом сотрудничестве. Внешнеполитические условия последних двух лет также накладывают определенные особенности в рамках трансграничного сотрудничества.

harta

История развития отношения в формате Еврорегиона «Нижний Дунай»

Основной формой сотрудничества и реализации региональной политики Европейского Союза являются Еврорегионы. Это специфическая форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве двух или более территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы.

Подобная форма позволяет участникам объединения создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. Что немаловажно в рамках такой формы сотрудничества как Еврорегион могут быть устранены многие таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.

«Еврорегион не нарушает территориальной целостности государств, их безопасности, а способствует улучшению взаимоотношений между соседними странами. Сотрудничество в рамках Еврорегиона развивается путем реализации конкретных совместных проектов, в которых одинаково заинтересованы все сопредельные страны и их пограничные территории», – пишет украинский исследователь Вера Церковная в своей публикации «The «Lower Danube» Euroregion as a Form of Cross-Border Cooperation» (2013).

Еврорегион «Нижний Дунай» существует около 20 лет как форма трансграничного сотрудничества между соседними административно-территориальными образованиями Украины, Румынии и Молдовы. Принципиальное согласие по организации Еврорегиона было достигнуто в 1997 году, а 18 августа 1998 года была подписана декларация о трансграничном сотрудничестве руководителями административно-территориальных единиц трех стран.

На сегодняшний день в состав Еврорегиона «Нижний Дунай» входит Одесская область (Украина), уезды Брэила, Галац, Тульча (Румыния), районы Кагул и Кантемир (Молдова). В настоящее время в организационную структуру Еврорегиона входят: Совет Еврорегиона – высший орган управления (девять человек – по три от каждой стороны); председатель Еврорегиона; вице-председатели Еврорегиона; комиссии по сферам деятельности; координационный центр.

Создание Еврорегиона «Нижний Дунай» имело целью разрешение следующих задач: достижение гармоничного и сбалансированного развития экономической деятельности в приграничных регионах наших стран; решение ряда вопросов и проблем в сфере охраны окружающей среды; обеспечение соответствующего уровня занятости и социальной защиты населения; улучшение качества жизни жителей региона; осуществление мер по интеграции транспортной инфраструктуры между странами участницами «Нижнего Дуная» в единую сеть европейских транспортных коридоров; формирование единого культурного пространства в Придунавье; решение ряда вопросов по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В 2001 году Еврорегион «Нижний Дунай» стал членом Ассоциации европейских пограничных регионов. Во время председательства Одесской области, Еврорегион был награжден специальным призом организации «Парус Папенбурга», как наиболее динамично развивающийся регион Европы.

В марте 2009 года, в румынском годе Галац, Еврорегион был преобразован в Ассоциацию трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и получил статус юридического лица. В рамках существования еврорегиона были реализованы следующие программы: TACIS«Бизнес – инфраструктура Одесской области», «Предотвращение чрезвычайных ситуаций и защита от наводнений в Еврорегионе», оказана помощь Фонду поддержки предпринимательства в Измаиле и др.

«Сотрудничество в регионе «Нижний Дунай» можно считать одним из самых успешных. Я считаю, что это закономерно, так как наши страны соединены общими традициями. Особенно это проявляется в приграничном районе. Хочу напомнить, что есть хорошие новости. Такой новостью является подписание договора о приграничном передвижении. Мы надеемся, что подписание договора будет способствовать развитию динамики наших отношений», – отметил в 2014 году Думитру Керики, советник по экономике Генерального Консульства Румынии в Одессе.

Сотрудничество в сфере экономики в Еврорегионе «Нижний Дунай»

Еврорегион располагает немалыми площадями и людскими ресурсами: площадь на более 53 тыс. км2 с населением более 3.8 млн. человек. Однако ряд проблем осложняет развитие экономических отношений. Среди них традиционная периферийность приграничных территорий, усугубляемая упадком перерабатывающей и пищевой промышленности со стороны Украины и последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., вследствие чего в сфере экономики стала преобладать сфера услуг.

Но нельзя не отметить выгодного географического положения украинской части Еврорегиона, наличия трех портов (Рени, Измаил, Усть-Дунайский), строительства паромной переправы «Орловка», которая будет пущена в строй в середине 2016 г., которые потенциально могут стать локомотивом развития региональной экономики и привести к увеличению прохождения грузовых потоков и автомобильных потоков через Одесскую область.

рум-укра переправа

Проект переправы серьёзно рассматривался ещё в 1996 году, и тогда специалисты подсчитали, что её возможность – 3 000 машин в сутки.

В настоящее время начальник отдела морехозяйственного комплекса и транспорта Одесской областной государственной администрации Георгий Зубко прогнозирует, что автомобильный трафик в этом направлении может увеличиться в год с нынешних 130 000 единиц до полумиллиона. При этом стоимость проезда на украинской переправе будет значительно ниже, чем в зарубежных аналогах (например, перевозка легкового транспорта будет стоить 10 евро, вместо 18 евро в балканских странах). Транспортный коридор через Орловку-Исакчу сокращает до 200 километров путь из Одессы в Причерноморские регионы Румынии, Болгарии, Турции, а также некоторые районы Греции.

Согласно предварительным договоренностям с румынской стороной, на паромной линии протяженностью 900 м постоянно будут работать два парома – один украинского оператора и второй румынского, что позволит ввести график движения паромов как минимум каждые 30 минут. Таким образом, ежедневно паромная переправа Орловка-Исакча сможет перевезти в каждом из направлений около тысячи единиц транспорта и тысячи пассажиров.

На практике же, пока что грузопотоки обходят Украину в связи с низкой технологичностью украинских портов и высокой изношенностью инфраструктуры. Немаловажным фактором является традиционно высокий уровень коррупции на пунктах пропуска и таможнях с украинской стороны, с чем в последнее время стали активно бороться.

Для полноценного использования возможных вариантов сотрудничества в рамках Еврорегиона необходим капитальный ремонт дорожной сетки, строительство автомобильной трассы европейского уровня. Это позволило бы значительно увеличить пассажирооборот и перевозку грузов автомобильным транспортом, альтернативы которому в регионе практически нет. Определенную проблему для украинской стороны составляет и то, что часть автомобильных дорог проходит вблизи границы или же по территории сопредельных государств.

Экономическое сотрудничество в Еврорегионе «Нижний Дунай» должно учитывать и различие в специализации административных единиц трех стран, которые его составляют. Со стороны Украины в южной части региона расположены в основном предприятия специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, пищевой промышленности. Румынский Галац является важным индустриальным центром сопредельного государства. Молдавские районы, которые входят в Еврорегион «Нижний Дунай» имеют сельскохозяйственную специализацию, в частности там развито производство вина. Таким образом, перспективным может стать дальнейшее углубление сотрудничества в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, а также, возможно судостроения.

 карта

Сотрудничество в рамках Еврорегиона и Евросоюза: экономические и политические вызовы

Политический аспект сотрудничества связан с разработкой и согласованием на межгосударственном уровне порядка упрощенного пересечения украинско-румынской государственной границы гражданами Украины, которые проживают на территории Еврорегиона «Нижний Дунай»; проведением демаркации государственной границы между Украиной и Республикой Молдова; увеличение количества пропускных пунктов на украинско-молдавском участке границы и др.

Отношения между Украиной и Румынией в двухстороннем формате не всегда являются безоблачными. Румыния выступает, безусловно, с позиции признания территориальной целостности украинского государства, однако ряд политиков правого толка, иногда выступают с высказываниями, обвиняющими украинскую сторону в ассимиляции и денационализации румынского меньшинства, проживающего на территории Украины, в частности компактно и на территории Одесской области. Кроме того в 2012 году Министерство иностранных дел Украины выразило обеспокоенность тем, что этнические румыны Украины массово получали гражданство соседнего государства.

Важным аспектом сотрудничества является кооперация всех стран, которые имею выход к Дунаю. Т.к. при помощи канала Рейн-Майн-Дунай порты Черного моря соединяются с портами Северного моря. В этой кооперации значительную роль играет Европейская Комиссия, а непосредственное отношение имеют следующие регионы: федеральные земли ФРГ Баден-Вюртемберг и Бавария, Австрия, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Болгария и страны Еврорегиона «Нижний Дунай».

Не стоит забывать об угрозах со стороны расположенного в незначительном отдалении непризнанного государственного образования Приднестровской Молдавской республики. В последние полтора года в регионе также были попытки дестабилизировать ситуацию, использовать этнический фактор региона, однако своевременная реакция украинских властей, твердая позиция партнеров по Еврорегиону не оставила шансов на реализацию провокационных действий со стороны недружественных организаций, которые финансировались из сопредельных государств.

Заключение

Развитие трансграничного сотрудничества в будущем будет развиваться по нарастающей. В перспективных планах ЕС «2020», «Горизонт 2020», «Космос» и «Объединяя Европу» заложены значительные средства на развитие кооперации между сопредельными территориями государств ЕС и их партнеров.

Внимание региону Дуная также велико. Из 94 программ трансграничного сотрудничества инициированных ЕС, 41, так или иначе, касается Дунайского региона. Что касается прямых и косвенных денежных вливаний, то только на кооперацию в рамках трансграничного сотрудничества Румыния-Украина на период 2014-2020 гг. предусмотрено 60 млн. евро.

Остается надеяться, что украинским властям хватит мудрости не игнорировать Придунавье, а дать импульс поступательному развитию региона.

«Мы не можем не обращать внимания на новые обстоятельства, которые влияют на реализацию Дунайской стратегии ЕС в Украине. Хотя аннексия Россией Крыма и антитеррористическая операция на Востоке непосредственно не затрагивают придунайские регионы нашей страны, тем не менее, мы не можем игнорировать их влияние на политическую и экономическую ситуацию в Украинском Придунавье. Причем мы должны видеть не только негативные последствия, но и новые возможности, которые открываются сегодня перед регионом», – подчеркнул народный депутат Верховной Рады Украины 7-го созыва Сергей Гриневецкий в своем докладе «Дунайская стратегия как инструмент регионального развития».

С этим можно согласиться, т.к. нынешняя ситуация кризиса представляет и поле для эффективной деятельности при условии реальной борьбы с коррупцией, а не имитации реформ. Безусловно, что серьёзные инфраструктурные проекты не смогут осуществляться без привлеченных инвестиций, а они появятся не ранее, чем внутриполитическая ситуация в Украине придет в норму. Однако уже реализованные проекты показывают, что перспектива сотрудничества существует, в особенности в сфере экологии и туризме, но масштабные проекты будут развиваться только после появления в регионе широкой сети магистралей мирового уровня и повышения насыщенности железнодорожной сетки.

Станислав Кинка