порт

В последнее время в Украине продолжается интенсивная дискуссия, связанная с будущим сборов, собираемых в морских портах. По решению Кабинета Министров Украины (постановление от 6 декабря 2017 № 990) и Мининфраструктуры (приказ от 27.12.2017 № 474) ко всем портовых сборов, кроме маячного, применяется скидка в размере 20%.

Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) на всех этапах обсуждения этого вопроса занимала активную позицию в поддержку снижения портовых сборов. Основная аргументация ассоциации – уровень портовых сборов в Украине не соответствует необходимости, обусловленной расходами на поддержку портовой инфраструктуры. На сайте ЕБА от 5.02.2018 Комитет по логистике (профессиональный орган ЕБА, которой активно участвует в сотрудничестве с Кабмином и Минифраструктуры, регулярно проводит совместные мероприятия, участвует в обсуждении всех ключевых вопросов развития транспорта) даже выразил благодарность Мининфраструктуры за это: «Данное решения для бизнес-сообщества является чрезвычайно важным, поскольку снижение размера ставок портовых сборов на 20% позволит значительно повысить экономическую привлекательность экспортно-импортных операций, укрепит положение портов Украины и предоставит конкурентные пере аги по сравнению с другими портами Черноморского бассейна».

Но проходит 2 месяца, и позиция ЕБА круто меняется. Опираясь на мнение якобы экспертов … Комитета по логистике исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко просит не любого, а Премьер-министра Украины рассмотреть предложение непонятно каких компаний-членов Комитета по логистике, которые среди прочего утверждают, что финансирование по безопасности судоходства приводит к постепенному упадку портовой инфраструктуры и «ухудшение конкурентоспособности отечественных портов». Не больше, не меньше!

При этом в письме ЕБА приводятся ссылки на статью 26 Конвенции ООН по морскому праву, которая, как утверждается, регулирует вопросы портовых сборов и запрещает собирать эти сборы без предоставления конкретных услуг судну. Автор даже не проверил тот простой факт, что эта Конвенция не регулирует портовую деятельность как таковую, а статья 26 вообще относится к праву мирного прохода судов через территориальное море прибрежного государства! Исходя из такой логики, отмене подлежат практически все портовые сборы – от корабельного санитарному.

Точно так рассыпается вся остальная аргументация письма ЕВА.

Очевидно, авторы странного письма ЕБА давно не открывали Закон Украины «О морских портах Украины», в котором в статье 13 «Основы государственного регулирования деятельности в морском порту» первой целью государственного регулирования установил «… обеспечение:«1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан».

Почему так случилось, что письмо уважаемой в Украине организации оказалось некомпетентным? Дело в том, что обращение ЕБА не содержит конкретных ссылок на рассмотрение этого вопроса Комитетом по логистике, перечень лиц, которые приняли участие в обсуждении, даже даты такого рассмотрения. Авторы анализа- обоснования остались анонимными «компаниями-членами Комитета по логистике ЕБА». Никаких приглашений к диалогу Мининфраструктуры, субъекты его подведомственных структур в системе управления безопасностью судоходства от ЕБА не получили.

Похоже, в Украине, в отличие от англосаксонской и континентальной моделей лоббизма, появляется третья модель от ЕБА – анонимно-хуторская.

Автор Андрей Портной

Редакция сайта может не разделять мнение авторов материалов