Как уже сообщалось, в марте т.г. городской голова Рени Сергей Колевич сделал сенсационное заявление: по его словам, значительную долю грузооборота в Ренийском порту по итогам 2013 года составили фиктивные грузы, существовавшие только на бумаге. Таким способом грузовладельцы добивались незаконного возмещения НДС из бюджета. Мэр, в частности, сказал, что фиктивными грузами были нефтепродукты, объём перевалки которых через порт Рени достиг в прошлом году 1,5 млн тонн.

К сожалению, С. Колевич не сообщил, из какого источника он получил эту информацию. Со своей стороны мы проанализировали основные показатели работы порта за минувший год и пришли к выводу, что имеются косвенные признаки, подтверждающие достоверность слов городского головы. В первую очередь подозрение вызывает неожиданный рост грузооборота в Ренийском порту: если в 2012 году предприятие переработало чуть более 1 млн тонн грузов, то в 2013-ом – 2 млн 794 тыс. тонн, тогда как в это же время все морские порты Украины сократили объём грузоперевалки на 2%. Причём осенью и зимой прошлого года 2/3 всего грузооборота в порту Рени составляли именно нефтепродукты, включая сжиженный газ и газоконденсат.

Разумеется, мы пока не вправе кого-либо обвинять – доказать или опровергнуть факты фиктивных экспортных операций, осуществлявшихся через Ренийский порт, могут только следственные органы. Однако, как выяснилось, заявление С. Колевича является откровением только на местном уровне – в масштабах Украины подобные схемы давно известны. Чаще всего их связывают с именем молодого украинского олигарха Сергея Курченко – одного из тех бизнесменов, кто обслуживал финансовые интересы семьи Януковича (в конце февраля С. Курченко сбежал из Украины).

Молодой олигарх получил известность благодаря группе компаний «ГазУкраина-2009». «Но не так давно об этой группе предпочитали говорить тихо и скупо, – пишет «Экономическая правда». – Мотивы такой зловещей тишины стали понятны после нескольких журналистских расследований и ёмкого депутатского запроса «свободовца» Юрия Сиротюка. Согласно публикациям, более полусотни фирм этой условной группы фактически монополизировали рынок сжиженного газа в Украине. Кроме того, в запросе Сиротюка утверждалось, что «ГазУкраина-2009» занимается контрабандным ввозом бензина в Украину. При этом якобы используются схемы «оборванного транзита» и «фиктивного экспорта».

В отношении фирм, которые связывают с «ГазУкраина-2009», даже заводились уголовные дела. Согласно материалам этих дел, поставленное госкомпаниям импортное оборудование не въезжало на территорию Украины и даже не производилось на заводе-изготовителе, указанном в документации. Однако такие уголовные дела благополучно уходили в небытие. Точно так же, как и многочисленные акты налоговой службы, которая не раз подозревала фирмы группы в фиктивности. В фиктивности подозревали даже центральное ООО «ГазУкраина-2009».

Как утверждает «Украинская правда», откровенно сомнительная схема предусматривает следующее. На таможенную территорию Украины въезжает цистерна бензина, которая, по документам, едет в третью страну. Но в Украине цистерна «теряется», неизвестный бензин появляется на какой-нибудь заправке и успешно реализуется. Вот только государственный бюджет не получает налоги и акциз. А если к этому добавить ещё и фиктивный экспорт, то появляется право на возмещение НДС из того же бюджета, что вдвойне приятно (предполагается, что с весны 2012 года и до недавнего времени потери бюджета от подобных махинаций достигли 1,4 млрд грн).
«Проворачивать такие дела в масштабах страны можно только при полной благосклонности фискальных и правоохранительных органов, – пишет «Украинская правда». – В современной Украине такие вещи возможны только в случае прямой заинтересованности высших должностных лиц государства. Разумеется, финансовой заинтересованности…»

Незаконные схемы С. Курченко довольно подробно изложило издание «Kyiv Post». В руки журналистов попали документы, согласно которым компании Курченко, зарегистрированные в оффшорах, подозреваются в торговле нефтепродуктами с использованием схем для уклонения от уплаты налогов. Вследствие этих схем Украина потеряла 1 млрд долларов прибыли.

По словам главы МВД Арсена Авакова, возбуждено 11 уголовных производств по деятельности компании Курченко «ВЕТЭК». Бывшие сотрудники этой компании предоставили документы, показывающие движение денег между «ВЕТЭК» и оффшорными компаниями в Белизе, Панаме, на Кипре и в других направлениях. Это может пролить свет на систему функционирования бизнес-империи Курченко.

Некоторые из названных документов касаются деятельности расположенной в Белизе оффшорной компании Zevidon Trading Limited (Белиз – маленькая страна в Центральной Америке – Прим. авт.). В феврале 2013 года эта компания заплатила 2,99 млн долларов ООО «Зовнитрансгаз». Согласно таможенной декларации, украинская компания продала оффшорной фирме в Билизе 3 тысячи тонн дизельного топлива российского происхождения. Как указывают документы, танкер с этим грузом должен был отправиться из порта Измаил в Белиз.

Обе эти фирмы фигурируют в прошлогоднем запросе народного депутата от «Свободы» Юрия Сиротюка в Генеральную прокуратуру и СБУ как фирмы, подозреваемые в использовании фиктивных схем экспорта. По информации Ю. Сиротюка, на экспорт якобы работали 3 компании из группы «ГазУкраина-2009». Все они, по документам, транспортируют бензин (который неизвестно откуда берётся) автоцистернами к танкерам, доставляющим топливо компании Zevidon Trading Ltd в Белиз.

Объёмы таких схем ещё предстоит установить. Но вот что любопытно. По данным Госкомитета статистики, только в феврале-марте 2013 года объём экспорта топлива из Украины в Белиз составил почти 800 млн долларов. Однако после публикации нескольких расследований Госкомстат по указанию министра доходов и сборов закрыл статистику по Белизу. А в конце 2013 года тот же Госкомстат обнародовал данные, согласно которым объём торговли нефтепродуктами с Белизом за весь год составил лишь 170 млн долларов. Кроме того, как явствует из документов, компании Курченко постоянно вели бизнес с 14-тью оффшорными компаниями.

Как видим, размах махинаций фиктивного экспорта поражает воображение, и нет ничего удивительного в том, что порты Рени и Измаил могли оказаться в этих схемах «перевалочными базами». Но сейчас важно даже не это.

Курченко и другие «сподвижники» Януковича сбежали, их бизнес-империи разваливаются, многочисленные злоупотребления становятся достоянием гласности. Означает ли это, что подобные финансовые аферы и коррупционные «фокусы» прекратятся? Вернее, сможет ли новая власть их пресечь и тем самым доказать, что Майдан стоял не напрасно? От ответа на этот вопрос сегодня зависит очень многое. Зависит не только результат «проверки на вшивость» нынешних и будущих правителей Украины, но и дальнейшая судьба нашей страны. Судьба экономическая, политическая, историческая. Ни больше ни меньше. Ведь если коррупция и казнокрадство будут процветать в прежних масштабах, никакого будущего у нас нет.

Андрей Потылико