В августе этого года «Служба автомобильных дорог» в Одесской области провела тендер на текущий ремонт автомобильной дороги местного значения Т-16-08, проходящей через Болград, Червоноармейское, Арциз и Сарату. Торги были проведены, договор подписан, сумма определена, но появилась одна проблема – деньги не были выделены, а работы не были начаты.

Согласно договору, фирма «Тирас» обязалась выполнить ремонт дорожного участка от 81 км 220 м до 89 км 984 метров, стоимость работ на котором госпредприятие оценило примерно в 9,5 миллионов гривен. Учитывая, что асфальта там практически нет – «Тирасу» предстояло много работы, которую предполагали закончить только к марту следующего года.

Предприятие выиграло тендеры на ремонт ещё 6 трасс в Одесской области. В общей сложности фирма должна была получить 94 734 261 гривен, или более 11,5 миллионов долларов. От каких-то тендеров компании пришлось отказаться, по каким-то — финансирование так и не было получено.

ООО «Тирас» не первый год занимается реконструкцией дорожного покрытия. Из крупных проектов на счету фирмы участие в строительстве моста через Хаджибеевский лиман (1995-1997 гг.) и автобана Одесса-Киев (2003-2007 гг.) на участке 375-381. В обоих случаях компания выступала в качестве генподрядчика. У предприятия также есть собственный асфальтный завод, что даёт ему возможность быть независимым от субподрядчиков.

Утром деньги – вечером стулья

К сожалению, работы так и не были начаты. Как сообщили в «Службе автомобильных дорог», финансирование по данному участку дороги так и не было получено. Если финансирование не будет получено и подрядчик не начнёт работы, ремонт дороги перейдёт на следующий год. При этом, подчеркнул специалист госпредприятия, стоимость текущего ремонта вырастет — во-первых, состояние дороги ухудшится, а во-вторых, возрастёт стоимость стройматериалов.

Денежные средства на ремонт госпредприятие получает из госбюджета и переводит их на счёт подрядчика только после проверки выполненной работы. Предприятие может получить оговоренную сумму целиком в самом конце или частями по ходу выполнения. В случае второго варианта договор обязывает подрядчика использовать оборотные средства, но это возможно только в том случае, если деньги уже были выделены из госбюджета.

Что же в итоге?

По словам специалистов, запланированный ими по результатам обращений граждан и собственного анализа бюджет выполняется примерно на 20%. В этом году на ремонт дороги следовало бы потратить 450 миллионов гривен, но реальные цифры в пять раз меньше. Из 34 запланированных к ремонту дорог работы ведутся только на 11, а по-настоящему работают только на 5 участках. К сожалению, избирательная кампания практически не повлияла на объём ремонтируемых дорог — чувствуется острая нехватка средств.

Ситуацию в Одесской области несколько осложняет отсутствие собственного гравия, и для прокладки дорог зачастую приходится использовать более мягкие породы, но вообще эта проблема намного шире.

На всей территории Украины дорожное покрытие постепенно приходит в негодность. Львиную долю местных и областных дорог прокладывали ещё в советское время, когда количество машин было намного меньше, а сельскохозяйственная и промышленная техника – легче. «Но даже тогда, — отмечает один из специалистов госпредприятия, — километр дороги стоил как панельная пятиэтажка».

Михаил Штекель, специально для ИА «Топор»